Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Понятие истины в философии и науке

Замечание 1

Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Определение 1

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

«Понятие истины в философии и науке» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

Роль истины в науке и виды истины

Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

Виды истины:

  • абсолютная,
  • относительная,
  • объективная,
  • конкретная.

Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Дата последнего обновления статьи: 26.03.2025