Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.
Понятие и теории истины в философии
Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.
Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.
Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.
Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:
- когерентный,
- прагматический,
- конвенциалистский,
- семантический и т. д.
Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.
Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.
Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.
Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.
Роль истины в науке и виды истины
Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.
Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.
Виды истины:
- абсолютная,
- относительная,
- объективная,
- конкретная.
Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.
Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.
Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.
Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.
В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.
Понятия истины, правды и заблуждения
Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.
Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.
Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).