Г.В.Ф. Гегель ($1770-1831$) в своих политических воззрениях являлся сторонником идеалов, заявленных во времена Французской революции. Но в его трудах, посвященных политической философии, мыслитель критически оценивал сложившуюся идеологию гражданского общества, т.к. в ней он видел как положительные стороны, так и отрицательные. Здесь можно вспомнить гегелевскую идею отчуждения.
Многие исследователи считают, что смысл общественно-политической мысли Гегеля сокрыт в его крылатом выражении, согласно с которым все разумное действительно, а все действительное разумно.
Идея гражданского общества
Государство с объективной точки зрения - централизованная организация власти, с субъективной стороны – духовное сообщество, любящее свою страну.
Государства, взявшие для развития своих институтов за основу политический опыт Французской революции, по мнению Гегеля, далеки от идеала. С его точки зрения, таковым является античный полис, отличающийся гармоничностью устройства общественной жизни.
Выше идеи гражданского общества нет, считает Гегель. Здесь он исходит из того, что развитие общества и государственных устоев направлено по пути обретения свободы. Гражданское общество является в наибольшей степени отражением идеи свободы. Сдерживающей силой «свободного» общества является правовое государство. На основе правовых императивов общество может достичь состояния «всеобщего благосостояния». Оно выражается не в удовлетворении эгоистических желаний отдельных индивидов, а в реализации общего государственного интереса.
В данной точке зрения заметен идеализм Гегеля в политических взглядах. Это также проявляется в том, что человек может преодолеть отчуждение только лишь в сфере идеального, в сфере абсолютного духа.
Теория государства и права
Гегель является создателем целостной философской системы. В ее рамки также попадают вопросы и политической философии. Так все науки он делит на три направления: логика, науки о природе и философия духа. Учение о государстве и праве мыслитель относит к последнему направлению.
Таким образом, в рамках философской системы Гегеля теория политического является частью философии. С этой точки зрения политика оценивается как проявление сознания человека в его совместной жизни с другими людьми, что оформляется в конкретные общественно-политические институты.
По мнению Гегеля, философия права не должна заниматься осмыслением эмпирических данных, связанных с политической деятельностью, либо непосредственно те или иные законодательные акты. Ее предметом является выявление идеи, лежащей в основе идей государства и права.
Понятие права
Понятие права Гегель выделял из идеи свободной воли человека. Свобода является всеобщей. Но всеобщая свобода ограничивается подчинением нравственному долгу. Таким образом, свобода в рамках политико-общественных отношений частично окрашена необходимостью.
Идея права имеет свое развитие и проходит три этапа: абстрактное право, мораль и нравственность.
- Абстрактное право. Первоначально право проявляется в воле человека. Это проявляется в том, что человек обладает неотъемлемым от него правом владеть вещами, устанавливать социальные контакты, требовать соблюдения своих интересов и т.п. Абстрактное право, таким образом, касается вопросов регламентации вещных отношений человека. Оно носит формальный характер, т.е. его положения приложимы к каждому человеку. Абстрактное право также занимается обоснованием частной собственности.
- Мораль. Моральные установки призваны наполнить нормы абстрактного права ценностным смыслом. Человек с позиций морали более сознательно относится к своим поступкам. Мораль на уровне сознания является своего рода побуждением к должному действию. Мораль может вступать в противоречия с абстрактным правом.
- Нравственность. Уровень нравственности предполагает сглаживание указанного противоречия. Если первые два вида права имеют субъективный характер, то нравственность – всеобщая данность, свод правил и установок для жизни сообща.