Вопрос, касающийся взаимосвязи науки и философии, имеет в своем основании наличие двух главных проблем:
- Как соотносятся философия и наука в теории человеческого познания
- Правомерно ли считать философию самостоятельной наукой, или же она гораздо шире научного познания, или принципиально отлична от него.
К истории вопроса
В античной Греции философия понималась в качестве всеохватывающей науки – наутрфилософии. Аристотель охарактеризовал философию как «госпожу наук». Остальные же науки не имели такого уровня теоретической зрелости.
Далее наука начала выделять себя из философии, но она все еще оставалась инструментом, который соединял результаты других наук, осуществляя функции прогнозирования.
В $19 – 20$ вв. споры касающиеся вопроса соотношения философии и науки вылились и оформились в $2$ формулировки противоположных позиций:
В силу активного расширения науки, научного способа познания, научная картина мира была объявлена преобладающей, начался процесс абсолютизации образа и единого метода точных наук. Наука начала именоваться как высшая культурная ценность. Социальная, гуманитарная и мировоззренческая проблематики ушли в отрицание из-за отсутствия познавательного значения. Развитая наука являлась сама по себе философией. Эта позиция именуется сциентизмом.
На другой стороне вопроса трактовки соотношения науки с философией расположился взгляд антисциентизма. Приверженцы этой концепции настаивали на том, что наука принципиально ограничена, когда дело касается решения каких-либо конкретных проблем человека. Наука начинает пониматься как нечто враждебное человеку, поэтому представители данного направления не считали ее воздействие положительным на культуру.
Рассматривая такие противоположные взгляды о взаимоотношении философии и науки можно сказать, что они тесно взаимосвязаны друг с другом, что имеется бесспорная научность философии.
Наука является сферой деятельности человека, это функция, с помощью которой происходит выработка и теоретическая упорядоченность объективного знания о реальном мире.
Цель науки – объяснить, описать, предсказать процессы и явления действительности. Наука желает логически, теоретически, максимально обобщить знания. Все перечисленное относится и к философии.
Научность философии можно выразить через указание на предмет философии – реальный мир и человек. Для этого философия использует для изучения своего предмета анализ логического понятийного характера, что сближает философию с наукой.
Так же философия пользуется категориями в процессе своего анализа, включая в себя научное содержание. Философия способна дать объективное знание, позволяя изучать предмет в его истинном виде.
Ключевым же возражением, которое выдвигается против объективности философского знания, было возражение того, что философия изучает действительность и человека, всегда включая его в процесс этого познания, иными словами объект не отделяется от субъекта. Но активность субъекта не мешает объективному знанию, в этот момент расширяется принцип объективности.
Философия, как и наука – является деятельностью, исследованием. Хотя для философии не характерен экспериментальный метод, она так же прибегает к наблюдению, воображению, интуиции, при этом являясь абстрактно-логической деятельностью.
Философия имеет в своём основании логику, что так же роднит ее с наукой.
Философия помимо того, что она является мировоззрением, так же рассматривается как научное знание и деятельность.
- Философия играет важную роль в интеграции отдельных отраслей науки,
- в прогнозировании тенденций развития науки,
- обосновывает убеждения, переосмысливает отдельные позиции и преобразует взгляды в обоснованное миропонимание.
***Научность философского знания неоспоримо, но оно стремиться за пределы научного знания.