Онтология – знание о бытии, которое выступает в философской системе одной из базисных ее категорий. Как раздел философии онтология занимается изучением фундаментальных принципов устройства бытия, его начала, свойства, категориальные распределения и сущностные формы.
Предмет онтологии – это само сущее, то есть бытие как таковое, которое не зависит от субъекта и непосредственной его деятельности. Его содержание раскрывается в определенных категориях: ничто и нечто, определенное и неопределенное, возможное и невозможное, мера и количество, порядок и истина, время, движение, пространство, форма, возникновение и т.д.
В контексте современной неклассической философии онтология рассматривается в роли интерпретации методов бытия с нефиксированным статусом.
Научная дисциплина, методологическое знание – онтология
В системе научных дисциплин онтология – это организация определенной предметной области знаний, которая выражается в форме концептуальной схемы, состоящей из структуры данных. Данная система включает в себя совокупность объектов, их классы, связи между ними, правила, которые являются общепринятыми в данной области.
Онтологический анализ определенной области знаний, исследовательской программы или научной дисциплины направляется непосредственно на распределение объективного статуса теоретических конструктов или идеальных образов, которые продуцируются ими. Понятие «онтологии» в контексте описания и выявления предметных областей, которые вовлечены в орбиту человеческой жизни, противопоставляется понятию «онтика», что умозрительно структурированию бытия как такового и отдельных его моментов, посредством которых происходит существование. Тем не менее, они существуют безотносительно к любым актам теоретического и эмпирического знания.
В контексте методологического знания онтология – это фундаментальный способ выражения объективной мысли в рамках определенной рефлексивной деятельности. В широком смысле, онтологическое представление будет являть собою знание об объекте. В то же время это знание будет рассматриваться не как знание, а как сам объект, вне зависимости от любой мыслительной деятельности.
Термин «Онтология»
Автором термина «онтология» является Рудольф Гоклениус. Это понятие было предложено в «Философском словаре», после чего рассматривалось до конца $17$ века как понятие «метафизика». В практике же данное понятие закрепилось в употреблениях Христиана фон Вольфа, который явно разделил семантику понятий «метафизика» и «онтология».
Рисунок 1.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Ключевые понятия онтологии: бытие, формы бытия (идеальное, материальное, экзистенциальное), свойства, время, пространство, движение. Таким образом, онтология содержит в себе попытку самого общего и абстрактного описания универсума существующего, который бы не был ограничен лишь данными конкретных наук и, может быть, не сводился бы в итоге к ним.
Несколько другую трактовку онтологии представляет американский мыслитель У. Куайн: в его понятие онтологии внедряется содержание определенной теории – это объекты, которые постулируются этой теорией в качестве явных.
Вопросы онтологии составляли одну из древнейших тем европейской философии. Первыми исследователями данной отрасли знаний стали досократики, в частности Парменид. Наибольший вклад в создание и рассмотрение проблематики онтологического знания сделали Платон и Аристотель. Так, в контексте данной категории в эпоху Средневековья главное место занимала проблематика наличия абстрактных объектов – универсалий.
Философия $ХХ$ века дает новую проблематику онтологического знания, которой занимаются Н. Гартман и М. Хайдеггер. Так, основу существующей проблематики составляет онтологическая проблема сознания. К. Поппер и вовсе сформулировал концепцию о трех мирах:
- Мир физических состояний и объектов.
- Мир ментальных и психических состояний сознания.
- Мир объективного содержания мышления.
Онтология и постмодерн
Категория онтологии в условиях парадигмы постмодерна оказывается невозможной, так как:
-
Эпоха постмодерна создает видение реальности в контексте артикуляции семиотики, что дает совершенно новые радикальные стратегии в отношении ее. В категориальном же отношении постмодерн дает интерпретацию бытию как «трансцендентно означаемому» (Ж. Деррида), вследствие чего оно не может осмысливаться посредством обладающего онтологического статуса. В парадигме постмодернизма феномен бытия не может строится в контексте онтологии: «Система категорий являет собою систему способов конструирования бытия» (Ж. Деррида).
-
Отречение от идеи презумпции и самоидентичности бытия, основание лишь на рационально постигаемом логосе приводят постмодерн к радикальным отказам от идей составления метафизической системы, вследствие чего возможность наличия онтологии как таковой вообще отпадает. Возможность значения – имманентное (онтологически заданное) значение, чья реконструкция сопоставлялась с герменевтическим пониманием, что эквивалентно к деструкции идеологической основы онтологии.
-
В контексте концепции постмодернизма интерпретация реальности как таковой, что было основным в онтологической мысли, и вовсе уходит на последнее место. В постмодерне место реальности замещает «гиперреальность» - виртуальный результат симулирования реального, который не способен притязать на онтологический статус. Именно такие идеи выдвигали М. Фуко, У. Эко и Ш. Бодрийяр.
-
Основа парадигмы постмодернизма – «метафизика отсутствия», что также лишает смысла первичное понимание онтологии, так как это снимает возможность «онто-теологического определения бытия как существующего» (Ж. Деррида).
-
Главную роль в отказе парадигмы постмодерна от построения онтологии сыграл такой важный феномен современной культуры, как «переоткрытие времени», то есть внедрение идеи темпоральности в базисные основы миросозерцания. В этом контексте философия постмодернизма актуализирует идею И. Канта о том, что естественная онтология может мыслиться только в контексте определенных временных атрибутов, что продуцирует ее невозможность существования во времени.
Таким образом, онтология постмодерна – принципиально невозможна.