Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам

Характерные черты русской философии

Определение 1

Русская философия – это один из феноменов мировой философской мысли. Феноменальность ее подразумевает самостоятельность, независимость от европейской и мировой философии, автономное развитие, не испытывая на себе влияние многочисленных западных направлений философии, таких как эмпиризм, рационализм, идеализм и пр.

При этом русской философии характерна глубина, всесторонность, довольно специфический круг исследуемых проблем, которые иногда не понятны представителям западной философии.

Характерные черты русской философии:

  • подверженность влиянию религии, особенно влияет православие и язычество;
  • философские мысли выражаются в художественном творчестве, литературной критике, публицистике, искусстве, «эзоповом языке», что может объяснить политическая несвобода и жесткая цензура;
  • целостность и стремление практически всех философов рассматривать не конкретную проблематику, а весь комплекс актуальных проблем;
  • рассмотрение моральных и нравственных проблем;
  • конкретность;
  • доступность для народных масс, широкое распространение.

Помощь со студенческой работой на тему
Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам

Видающимися философами России можно назвать:

  • Сергия Радонежского – философа-богослова, основные идеалы которого – сила и могущество, универсальность и христианская справедливость, а также консолидация русского народа.
  • Максимилиана Грека – защитника морально-нравственных ценностей, скромности и аскетизма, н – идеолог монархии и царской власти, целью которых считал заботу о народе и справедливость.
  • Андрея Курбского – идеолога оппозиционной социально-политической философии, выступающего за ограничение депозита власти царя, свободу, право и сословно-представительную монархию.
  • Нила Сорского и Вассиана Патрикеева – пропагандировали необходимость реформирования Церкви, искоренение церковной праздности и парадности, за необходимость приблизить Церковь к народу.
  • Аввакума и Никона, борющихся за обновление Церкви в идеологическом смысле. Никон говорил о необходимости реформы обрядов и возвышение Церкви на ступень власти, Аввакум напротив говорил о необходимости сохранения старых обрядов.
  • Юрия Крижанича, выступающего против схоластики и ее распространения в русской теологии. Он рассматривал вопросы гносеологии, то есть познания, им было выдвинуто рациональное и опытное, то есть эмпирическое познание. Первопричиной всего сущего он считал Бога.

Онтологизм, универсализм, мессианизм и нравственные проблемы

Определение 2

Онтологизм – это философская система, в соответствии с которой достижение человеком знаний возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в уже существующее. В соответствии со взглядами онтологизма само человеческое сознание находится внутри бытия.

Определение 3

Универсализм – это этическое миросозерцание, противопоставляемое индивидуализму. Тип мышления, рассматривающий универсум в качестве целого. Многие типы религий в качестве универсализма рассматривают убеждение в возможности спасти всех людей.

Определение 4

Мессианизм – это религиозное учение, рассматривающее пришествие в мир божьего посланца – мессии, который должен принести с собой справедливость, мир и покой на Земле.

Мессианизм можно встретить в нескольких мировых религиях, являясь характерной чертой авраамических религий. В современном религиоведении принято считать, что причины возникновения мессианизма связывают с нерешительностью социальных проблем, потерей надежды на лучшее будущее и пр. Мессианизм нашел отражение у народов, которые подверглись гонениям и преследованиям. Например, в иудаизме проповедь мессианства усиливалась при разрушении еврейского государства, а евреи попали в плен Египту и Вавилону.

Абсолютный характер нравственных ценностей

Особое место в отечественной нравственной философии принадлежит работе Н.О. Лосского в «Условиях абсолютного добра», в которой приводится фундаментальное обоснование ряда абсолютных ценностей.

Абсолютный характер нравственности, не зависящий от культурно-исторических изменений в русской философии рассматривали многие. Б.Н. Чичерин рассматривал в качестве основания нравственности ряд абсолютных начал, проявляющихся в человеческом познании, руководя практической деятельностью людей. Е.Н. Трубецкой видел необходимое предположение нравственности в существующем независимо от человеческих понятий добра. Это – основной духовный принцип, который характеризует этикоцентризм русской философии.

П.Д. Юркевич много писал о духовной значимости сердца, которую рассматривал в качестве абсолютного нравственного начала.

П.И. Новгородцев в предисловии к сборнику « Проблемы идеализма» По данной теме мы уже выполнили реферат Проблемы философии истории подробнее отмечал, что современный поворот к философии в первую очередь обусловлен потребностями нравственного сознания – о должном и нравственном идеале. Люди ищут абсолютные заповеди и принципы, именно в этом и состоит сущность нравственных исканий, а это является указанием на то, что в мире все условно и относительно. Эта идея резюмирует основную направленность русской философии.

Таким образом, нравственная философия имеет определяющее значение в гносеологии, так как ее последняя цель – обнаружить абсолютную теологию существования, а по отношению к человеку – поиск и выявление смысла его жизни посредством нравственной рефлексии над смыслом его смерти и всеобщей смертности. Стоит отметить, что российские правоведы в вопросах о соотношении права и нравственности отдавая предпочтение именно нравственности, считая ее выше права. К приверженцам такой точки зрения можно отнести Мушникова, Щеглова, Казанского, Михайловского, Петражицкого, Ященко. П.Е. Казанский высказал общее умонастроение словами о том, что главное движущее начало человечества – это нравственность, люди достигают свои цели на пути, который указала им нравственность.