Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Николай Александрович Бердяев, религиозный философ

Определение 1

Н. А. Бердяев – представитель русской философской эмиграции, известный религиозный философ.

Биография Бердяева

Бердяев родился в 1874 году в Обухове, в Киевской губернии. Он происходил из дворянского рода, имевшего славные военные традиции, его отец был кавалергардом, уездным дворянским предводителем.

Образование Бердяев получал дома, затем обучался в Киевском кадетском корпусе, после в Киевском университете на естественном и юридическом факультетах. Закончить университет он не смог, так как из-за участия в студенческих бунтах был отправлен в ссылку в Вологду.

Бердяев симпатизировал социалистическим идеям и изначально придерживался позитивистских взглядов, однако позднее перешел к метафизическому идеализму. После Первой Русской революции Бердяев становится на позицию осуждения идеалов и методов революционной интеллигенции и присоединяется к «Союзу освобождения».

Статья: Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Бердяев принимает участие в устанавливающих съездах союза, проходящих за рубежом, однако по его собственному признанию его больше привлекает природа Рейнского водопада, чем само содержание съездов. По своему образу мысли он куда ближе к социал-демократам, чем к кадетам, в чью партию Бердяев так и не вступил. Однако социалисты не могут принять Бердяева осуждая его тягу к идеализму, которую считают реакционной. В это же время Бердяев активно участвует в культурной жизни страны, ведет деятельность в религиозно-философском обществе в Москве.

В 1913 году Бердяев пишет антиклерикальную статью в поддержку афонских монахов, за что его приговаривают к ссылке в Сибирь, однако приговор не приводится в исполнения из-за начала Первой мировой воины. Ссылку заменяются пребыванием в Вологде. После революции Бердяев создает Вольную академию духовной культуры, которая осуществляет свою деятельность вплоть до его высылки из СССР в 1922 году.

После революции Бердяев дважды попадает в тюрьму, однако в первый раз его отпускают, а во второй приговаривают к ссылке. Он покидает Советскую Россию на так называемом «философском пароходе».

«Николай Александрович Бердяев, религиозный философ » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первые два года эмиграции Бердяев пробыл в Берлине где не только познакомился в ведущими немецкими философами, но также попал под влияние трудов религиозного мистика Якоба Беме. В 1924 году Бердяев переезжает в Париж, где остается до самой своей смерти. Он активно участвует в философской жизни Европы, много пишет, активно продвигает свои религиозные идеи как в журнале «Путь», так и при работе в Русском христианском студенческом обществе.

В автобиографических заметках Бердяев отмечает, что на его жизнь выпало слишком много событий для одного философа – это и революция, и гражданская война, и две мировых, аресты и эмиграция. Наиболее сильно воздействовали на него те изменения что происходили в людях и обществе, пытающемся приспособиться под изменения ситуации. Тяжело Бердяев переживает и длительную разлуку с родиной. В 1946 году он даже получает советское гражданство, однако не возвращается.

Умирает Бердяев в 1948 году от разрыва сердца в своем рабочем кабинете в Кламаре. За творческую деятельность и заслуги Бердяев семь раз был номинирован на Нобелевскую премию.

К его основным произведениям можно отнести:

  • «Смысл истории»,
  • «Новое средневековье»,
  • «Царство духа и царство кесаря».

Основные идеи Бердяева

Современные исследователи выделяют в творчестве Бердяева четыре этапа, которые с одной стороны характеризуют метаморфозы его интересов, а с другой выявляют этапы раскрытия его мировоззрения с различных сторон и позиций. Принято выделять:

  • этический этап,
  • религиозно-мифологический этап,
  • исторический этап,
  • персоналистический этап.

В философских взглядах Бердяева причудливым образом сплелись марксистские взгляды и установки, в особенности в области критики западного, буржуазного общества, с религиозно-мистическим восприятием бытия. Бердяев весьма умеренно относился к христианству и был против идеи возрождения русской религиозности в ее традиционном смысле. Идея бога и божественного стоит для Бердяева выше каких-либо конфессиональных догм, в определенной степени он обозначает в своих работах союз и сплетение всех религий.

Замечание 1

Значимым моментом философии Бердяева является дуализм, который выражается в противопоставлении «призрачного» бытия, наполненного враждой и страданием (т.е. реальности) «подлинному» бытию наполненному божественной любовью. Целью человека становится возвышение собственного духа для достижения этого подлинного бытия, а средством свобода.

Свобода является определённым абсолютном в воззрениях Бердяева. Свобода не является прерогативой бога, более того она существует еще до бога, что в определенной степени разрешает противоречие между добрым богом и существованием зла в мире. Свобода также в равной степени присуща и человеку. Бердяев развивает учение о восьмом дне творения, в котором человек принимает участие на ровне с богом.

Бердяев отмежевывает философия как от науки, так и от религии – философия – это искусство, это чистый акт творения, в котором человеческая сущность возносится над собой и соприкасается с подлинным миром приникая в сущность бытия. С этих же позиций Бердяев подходит и к истории, излагая свою историософию России. Он не утруждает себя исторической наукой, а пишет с помощью своего духа и интуиции, рассматривая загадочную русскую душу через призму борьбы противоположностей – народного языческого мировоззрения и христианской культуры.

Персоналистический социализм

Социалистические идеи сохраняются в творчестве Бердяева до самых последних дней, хотя и претерпевают значительные метаморфозы. Бердяев противопоставляет свое учение марксизму указывая на то, что человек не является частью общества, его ячейкой, предназначенной выполнять социальные роли. Напротив, личность должна быть свобода в своем духовном бытии и творчестве.

Аналогично Бердяев не видит возможности для устранения социального неравенства, равно как и экономического, так как уничтожение собственности, всеобщая трудовая повинность могут привести лишь к новым конфликтам и борьбе. Неравенство людей рассматривается им как естественный феномен прежде всего с духовной точки зрения, так как творческая свобода присуща лишь отдельным личностям, которые представляют собой лучшую часть человечества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot