Н. А. Бердяев – представитель русской философской эмиграции, известный религиозный философ.
Биография Бердяева
Бердяев родился в 1874 году в Обухове, в Киевской губернии. Он происходил из дворянского рода, имевшего славные военные традиции, его отец был кавалергардом, уездным дворянским предводителем.
Образование Бердяев получал дома, затем обучался в Киевском кадетском корпусе, после в Киевском университете на естественном и юридическом факультетах. Закончить университет он не смог, так как из-за участия в студенческих бунтах был отправлен в ссылку в Вологду.
Бердяев симпатизировал социалистическим идеям и изначально придерживался позитивистских взглядов, однако позднее перешел к метафизическому идеализму. После Первой Русской революции Бердяев становится на позицию осуждения идеалов и методов революционной интеллигенции и присоединяется к «Союзу освобождения».
Бердяев принимает участие в устанавливающих съездах союза, проходящих за рубежом, однако по его собственному признанию его больше привлекает природа Рейнского водопада, чем само содержание съездов. По своему образу мысли он куда ближе к социал-демократам, чем к кадетам, в чью партию Бердяев так и не вступил. Однако социалисты не могут принять Бердяева осуждая его тягу к идеализму, которую считают реакционной. В это же время Бердяев активно участвует в культурной жизни страны, ведет деятельность в религиозно-философском обществе в Москве.
В 1913 году Бердяев пишет антиклерикальную статью в поддержку афонских монахов, за что его приговаривают к ссылке в Сибирь, однако приговор не приводится в исполнения из-за начала Первой мировой воины. Ссылку заменяются пребыванием в Вологде. После революции Бердяев создает Вольную академию духовной культуры, которая осуществляет свою деятельность вплоть до его высылки из СССР в 1922 году.
После революции Бердяев дважды попадает в тюрьму, однако в первый раз его отпускают, а во второй приговаривают к ссылке. Он покидает Советскую Россию на так называемом «философском пароходе».
Первые два года эмиграции Бердяев пробыл в Берлине где не только познакомился в ведущими немецкими философами, но также попал под влияние трудов религиозного мистика Якоба Беме. В 1924 году Бердяев переезжает в Париж, где остается до самой своей смерти. Он активно участвует в философской жизни Европы, много пишет, активно продвигает свои религиозные идеи как в журнале «Путь», так и при работе в Русском христианском студенческом обществе.
В автобиографических заметках Бердяев отмечает, что на его жизнь выпало слишком много событий для одного философа – это и революция, и гражданская война, и две мировых, аресты и эмиграция. Наиболее сильно воздействовали на него те изменения что происходили в людях и обществе, пытающемся приспособиться под изменения ситуации. Тяжело Бердяев переживает и длительную разлуку с родиной. В 1946 году он даже получает советское гражданство, однако не возвращается.
Умирает Бердяев в 1948 году от разрыва сердца в своем рабочем кабинете в Кламаре. За творческую деятельность и заслуги Бердяев семь раз был номинирован на Нобелевскую премию.
К его основным произведениям можно отнести:
- «Смысл истории»,
- «Новое средневековье»,
- «Царство духа и царство кесаря».
Основные идеи Бердяева
Современные исследователи выделяют в творчестве Бердяева четыре этапа, которые с одной стороны характеризуют метаморфозы его интересов, а с другой выявляют этапы раскрытия его мировоззрения с различных сторон и позиций. Принято выделять:
- этический этап,
- религиозно-мифологический этап,
- исторический этап,
- персоналистический этап.
В философских взглядах Бердяева причудливым образом сплелись марксистские взгляды и установки, в особенности в области критики западного, буржуазного общества, с религиозно-мистическим восприятием бытия. Бердяев весьма умеренно относился к христианству и был против идеи возрождения русской религиозности в ее традиционном смысле. Идея бога и божественного стоит для Бердяева выше каких-либо конфессиональных догм, в определенной степени он обозначает в своих работах союз и сплетение всех религий.
Значимым моментом философии Бердяева является дуализм, который выражается в противопоставлении «призрачного» бытия, наполненного враждой и страданием (т.е. реальности) «подлинному» бытию наполненному божественной любовью. Целью человека становится возвышение собственного духа для достижения этого подлинного бытия, а средством свобода.
Свобода является определённым абсолютном в воззрениях Бердяева. Свобода не является прерогативой бога, более того она существует еще до бога, что в определенной степени разрешает противоречие между добрым богом и существованием зла в мире. Свобода также в равной степени присуща и человеку. Бердяев развивает учение о восьмом дне творения, в котором человек принимает участие на ровне с богом.
Бердяев отмежевывает философия как от науки, так и от религии – философия – это искусство, это чистый акт творения, в котором человеческая сущность возносится над собой и соприкасается с подлинным миром приникая в сущность бытия. С этих же позиций Бердяев подходит и к истории, излагая свою историософию России. Он не утруждает себя исторической наукой, а пишет с помощью своего духа и интуиции, рассматривая загадочную русскую душу через призму борьбы противоположностей – народного языческого мировоззрения и христианской культуры.
Персоналистический социализм
Социалистические идеи сохраняются в творчестве Бердяева до самых последних дней, хотя и претерпевают значительные метаморфозы. Бердяев противопоставляет свое учение марксизму указывая на то, что человек не является частью общества, его ячейкой, предназначенной выполнять социальные роли. Напротив, личность должна быть свобода в своем духовном бытии и творчестве.
Аналогично Бердяев не видит возможности для устранения социального неравенства, равно как и экономического, так как уничтожение собственности, всеобщая трудовая повинность могут привести лишь к новым конфликтам и борьбе. Неравенство людей рассматривается им как естественный феномен прежде всего с духовной точки зрения, так как творческая свобода присуща лишь отдельным личностям, которые представляют собой лучшую часть человечества.