Понятие неоевразийства
Неоевразийство – это одно из идейных течений, свойственное современной России и представленное серией концепций, особую роль среди которых играет учение А. Г Дугина.
Неоевразийство сформировалось в качестве идеологического и политического явления в таком контексте и стало постепенно одним из основных направлений патриотического самосознания на территории постсоветской России, вместе с инерциальным и маргинальным монархизмом, а также смутным национализмом.
Развитие неоевразийства
Выделяют несколько этапов развития неоевразийской идеологии и ее побочных течений.
1 этап – правое неоевразийство в рамках национал-консервативного течения. Проведение семинаров в обществе охраны памятников, проведение лекций в разных группах зарождающегося консервативно-патриотического движения. Сотрудничество с неомонархическими группами. Высказывание критики в адрес советской парадигмы, так как в ней отсутствует качественный духовный и национальный элемент. Неоевразийство было правоконсервативным, близким к историческим традиционалистам, имело православно-монархические и почвенно-этнические элементы, а также жестко критиковало левую идеологию.
2 этап – сближение неоевразийства с посткоммунистами, например, партией КПРФ. Коммунисты-консерваторы оказались в сложном идеологическом положении и начали поиск эрзац-идеологии. Так, Проханов начал транслировать идеи Дугина Зюганову, в результате чего сформировалась «красно-белая» оппозиция. Она легла в основание партии КПРФ. Произошел пересмотр антикоммунистического движения, характерного для первого этапа неоевразийства. Был переосмыслен советский период в духе левых евразийцев и национал-большевиков.
Евразийство начало приобретать популярность среди патриотической оппозиции и интеллигенции.
А. Сахаров, опираясь на сходство терминологии, говорил о «Евразии», но понимал под ней не политический или геополитический смысл, а чисто географический, никогда не обращаясь к евразийству как таковому, в связи с тем, что был убежденным атлантистом. Многие демократы стремились продвинуть проект демократического евразийства. Смысл его заключался в не накаливании отношений радикальных либерал-атлантистов и радикальных патриотов. В политике это было продублировано в социал-демократической фразеологии. С такого ракурса демократическое евразийство было рассмотрено Г. Шахназаровым, но данная линия не получила обширного теоретического развития. Яркость оппозиционного патриотического евразийства, с одной стороны, крайне привлекательна, а с другой абсолютно не приемлема для какого-то режима.
Перед расстрелом «Белого Дома» в 1993 году Р. Хасбулатов и глава Конституционного Суда Зорькин говорили о своем евразийстве в интервью для журналистов газеты «Завтра».
Также о своем евразийстве заявили О. Лобов, О. Сосковец, С. Бабурин.
В период 1992-1993 года вышло 3 номера газеты «Элементы. Евразийское Образование».
Преподавание геополитики и основ евразийства в Высших учебных заведениях и многочисленных семинарах и лекциях, появление многочисленных переводов, статей и семинаров.
3 этап – период 1994-1998 года – этап теоретического развития неоевразийской ортодоксии. Начали публиковаться основополагающие труды приверженцев евразийства: «Мистерия Евразии», «Конспирология», «Метафизика Благой Вести», «Основы Геополитики», «Консервативная революция», «Тамплиеры пролетариата». Все эти труды были изданы в издательстве «Аграф», руководили которым Трубецкой, Вернадский, Алексеев и Савицкий.
В 1996 году был создан сайт «Арктогея» .
Можно отследить прямые и косвенные обращения к евразийству в программных документах партий КПРФ, ЛДПР, НРД, то есть левых, правых и центристов. Возрастает число публикаций, посвященных этой теме, публикуются многочисленные евразийские сборники.
Русские националисты, православные фундаменталисты и коммунисты-ортодоксы, а также либералы высказывают критику в адрес евразийства. Начинается формирование академического, смягченное неоевразийства, в котором отмечены элементы просвещенческой парадигмы, которая отрицается в евразийской ортодоксии, и продолжает эволюционировать в направлении радикализации антизападных, антилиберальных и антиглобалистских позиций. В это время публикуются основные работы А.С. Панарина.
В этот же период создается «НБП» - крайне левые политико-молодежный проект, начинает выпускаться газета «Лимонка». В 1996-1997 годах отмечен процесс резкой деградации НБП с переходом от эстетико-интеллектуального течения до политико-хулиганского. А 1997 году произошел полный разрыв евразийства с НБП, оставшейся национал-большевистской только номинально.
4 этап – период 1998-2001 годов – предполагает процесс постепенного разотождествления неоевразийства и побочных политико-культурных и партийных явлений, неоевразийство становится самостоятельным движением, вне партий, оппозиции и каких-либо движений.
5 этап – 2001-2001 годы – создается ОПОД «Евразия», стоящее на позиции «Радикального Центра», выпуск декларации о полной поддержке Президента РФ В.В. Путина от 21 апреля 2001 года.
Основные особенности неоевразийства
К основным особенностям неоевразийства можно отнести:
- Теоретически неоевразийство базировалось на классических принципах евразийства, но рассматривалось как качественно новый исторический этап, и данные принципы трансформировались в идеологическую, мировоззренческую и политическую программу.
- Основные положения классического евразийства стали основой, платформой для становления, развития и практического применения неоевразийства.