Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Тринитарные споры в свете философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Богословский термин «троица» и его процесс оформления в официальный догмат – самый важный и фундаментальный в истории средневекового христианства.

Он отражает религиозное учение о трёх личностях (лицах) единосущного Бога.

Феофил Антиохийский первым упомянул этот термин во $2$ веке.

Согласно догмату о троице, который заключён в никейском символе веры,

  • Бог отец: не рождённый и ни от кого не происходящий.
  • Бог Сын: рождённый от Бога Отца,
  • Святой Дух: исходящий от Бога Отца.

Всё три личности соотносятся в единстве. Все они равноценны и равноправны, но различны между собой.

Самый актуальный и острый вопрос касался непосредственно природы личности Бога.

Свой исток догмат о Троице берёт в работе Иустина Философа По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее . Перед богословами и теологами становится непростая проблема соотнести Искупителя Христа, его божественную природу, как воплощение сына Божьего, с учением об абсолютном единстве Бога.

Помощь со студенческой работой на тему
Тринитарные споры в свете философии

Замечание 1

От представления единоличностного Бога религия начала стремиться к тринитарной форме Бога. Последователи этого направления полагали Бога, состоящего из трёх ипостасей:

  • Бог-отец,
  • Бог-сын
  • Бог-святой дух.

Но при этом отрицалась полнота божественности в лице Бога-сына.

В $2$ и $3$ столетии ранние христиане полностью принимали единство Бога и божественность Христа, рассуждая в тринитарной категории. Теолог Савелий, представитель данного направления, полагал, что отец, сын и святой дух есть возможности выражения, способы проявления одного Бога, и никаким образом не являлись личностями, а Иисус был ни чем иным как телесным воплощением неделимого Бога. Это течение имело название модализма и являлось значительным соперником тринитарной концепции в $188$ по $300$ года.

К концу $3$ века начинается процесс разделения Бога на личности и их отличительные качества. Но сложность состояла в том, что характер этого деления был совершенно не истолкован и не сформирован.

Апологеты и авторитетные теологи мыслили Иисуса не иначе как Логос, слово, и рассматривали этот логос как вторую божественную личность, которая подчинялась Богу-отцу. Обе личности назывались Богом, но не являлись идентичными и равными друг другу.

Ведущими представителями данной идеи были Тертуллиан По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее и Ориген По данной теме мы уже выполнили реферат Научно-теологическая парадигма Оригена подробнее . В конечном итоге, на Вселенских соборах, их учение было осуждено, а самих авторов признали еретиками. В своих работах они полемизировали на тему трёх Божественных личностей, которые были не равны Богу отцу. Они достаточно плотно подошли к проблеме тринитарства. Тертуллиан говорил, что три личности имели одну сущность. Ориген полагал, что Отец и Сын являются совечными.

Большой резонанс в религиозное сообщество внесло учения Ария по данному вопросу.

Арий полагал Христа творением Бога-Отца, которое не имеет статуса Бога, но является непосредственно божественным творением. Сын не единосущен Богу-Отцу.

Арий утверждал, что Иисус-Логос По данной теме мы уже выполнили реферат Пророк Исайя и его призвание (Исайя 6) подробнее , не рождён от отца, а является его первым творением, но так был уподоблен Творцу, что был признан им в качестве сына.

На соборе, созванном епископом Александром , Арий был осуждён и отлучён от церкви.

Но вопрос был настолько велик, что вверг в смуту всё христианское сообщество. Правивший в то время император Константин был вынужден решать разгоревшиеся споры в государстве, что привело к собранию первого Вселенского Собора в Никее (Малая Азия) в $325$ году.

На нём был разработан и подписан символ веры, одобренный императором:

Замечание 2

Сын есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу».

С момента осуждения Ария вопрос о сущности Бога был разрешён. Но спор был не закончен. Последователи Ария, которые преследовали его идеи, сформировали движение - арианство, которое было самым мощным еретическим движением в истории христианской религии. Весь Восток был подвержен влиянию Арианства. Западная часть под эгидой папы придерживалась никейского символа веры.

Афанасий, епископ Александрийский, является символом борьбы с арианской ересью. Он занимал самоотверженную позицию в поддержке истинности и чистоты христианского учения. Спад влияния арианства начался с расколов внутри самого движения, что способствовало укреплению никейской линии. Одни ариане учили, что Христос не равен Богу, другие же говорили о некотором подобии (полуариане).

В сформировавшемся Никео-Константинопольском Символе Веры утверждается, что Дух Святой исходит «от Отца и Сына». Но этот принцип «filioque» («и от Сына») не был изначален, а был введен лишь в $589$ г. на Соборе в Толедо. До этого момента указывали только то, что Дух Святой исходит от Отца, не смотря на то, что вера говорит, что Дух Святой исходит из истока любви между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Прибавление положения, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, только проясняет эту веру.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис