
Богословский термин «троица» и его процесс оформления в официальный догмат – самый важный и фундаментальный в истории средневекового христианства.
Он отражает религиозное учение о трёх личностях (лицах) единосущного Бога.
Феофил Антиохийский первым упомянул этот термин во $2$ веке.
Согласно догмату о троице, который заключён в никейском символе веры,
- Бог отец: не рождённый и ни от кого не происходящий.
- Бог Сын: рождённый от Бога Отца,
- Святой Дух: исходящий от Бога Отца.
Всё три личности соотносятся в единстве. Все они равноценны и равноправны, но различны между собой.
Самый актуальный и острый вопрос касался непосредственно природы личности Бога.
Свой исток догмат о Троице берёт в работе Иустина Философа. Перед богословами и теологами становится непростая проблема соотнести Искупителя Христа, его божественную природу, как воплощение сына Божьего, с учением об абсолютном единстве Бога.
От представления единоличностного Бога религия начала стремиться к тринитарной форме Бога. Последователи этого направления полагали Бога, состоящего из трёх ипостасей:
- Бог-отец,
- Бог-сын
- Бог-святой дух.
Но при этом отрицалась полнота божественности в лице Бога-сына.
В $2$ и $3$ столетии ранние христиане полностью принимали единство Бога и божественность Христа, рассуждая в тринитарной категории. Теолог Савелий, представитель данного направления, полагал, что отец, сын и святой дух есть возможности выражения, способы проявления одного Бога, и никаким образом не являлись личностями, а Иисус был ни чем иным как телесным воплощением неделимого Бога. Это течение имело название модализма и являлось значительным соперником тринитарной концепции в $188$ по $300$ года.
К концу $3$ века начинается процесс разделения Бога на личности и их отличительные качества. Но сложность состояла в том, что характер этого деления был совершенно не истолкован и не сформирован.
Апологеты и авторитетные теологи мыслили Иисуса не иначе как Логос, слово, и рассматривали этот логос как вторую божественную личность, которая подчинялась Богу-отцу. Обе личности назывались Богом, но не являлись идентичными и равными друг другу.
Ведущими представителями данной идеи были Тертуллиан и Ориген. В конечном итоге, на Вселенских соборах, их учение было осуждено, а самих авторов признали еретиками. В своих работах они полемизировали на тему трёх Божественных личностей, которые были не равны Богу отцу. Они достаточно плотно подошли к проблеме тринитарства. Тертуллиан говорил, что три личности имели одну сущность. Ориген полагал, что Отец и Сын являются совечными.
Большой резонанс в религиозное сообщество внесло учения Ария по данному вопросу.
Арий полагал Христа творением Бога-Отца, которое не имеет статуса Бога, но является непосредственно божественным творением. Сын не единосущен Богу-Отцу.
Арий утверждал, что Иисус-Логос, не рождён от отца, а является его первым творением, но так был уподоблен Творцу, что был признан им в качестве сына.
На соборе, созванном епископом Александром , Арий был осуждён и отлучён от церкви.
Но вопрос был настолько велик, что вверг в смуту всё христианское сообщество. Правивший в то время император Константин был вынужден решать разгоревшиеся споры в государстве, что привело к собранию первого Вселенского Собора в Никее (Малая Азия) в $325$ году.
На нём был разработан и подписан символ веры, одобренный императором:
Сын есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу».
С момента осуждения Ария вопрос о сущности Бога был разрешён. Но спор был не закончен. Последователи Ария, которые преследовали его идеи, сформировали движение - арианство, которое было самым мощным еретическим движением в истории христианской религии. Весь Восток был подвержен влиянию Арианства. Западная часть под эгидой папы придерживалась никейского символа веры.
Афанасий, епископ Александрийский, является символом борьбы с арианской ересью. Он занимал самоотверженную позицию в поддержке истинности и чистоты христианского учения. Спад влияния арианства начался с расколов внутри самого движения, что способствовало укреплению никейской линии. Одни ариане учили, что Христос не равен Богу, другие же говорили о некотором подобии (полуариане).
В сформировавшемся Никео-Константинопольском Символе Веры утверждается, что Дух Святой исходит «от Отца и Сына». Но этот принцип «filioque» («и от Сына») не был изначален, а был введен лишь в $589$ г. на Соборе в Толедо. До этого момента указывали только то, что Дух Святой исходит от Отца, не смотря на то, что вера говорит, что Дух Святой исходит из истока любви между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Прибавление положения, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, только проясняет эту веру.
