Гегель о смысле истории
Передача культуры и цивилизации от одного этноса другому составляет смысл истории в философской традиции Гегеля, ее диалектику и логику. Логика является раскрытием разума в индивидуальной мысли.
Логика истории являет собою развитие все того же разума только на мировой арене. Это одно единое начало, которое развивается в разных сферах, но по одному и тому же закону.
Абстрактные идеи в чистой логике все время возникают и пропадают в сфере мышления, продолжая существовать в более конкретных и широких идеях.
В чистой логике абстрактные идеи постоянно появляются и исчезают в области мысли, продолжая свое существование в более широких и конкретных идеях.
В логике природы все идеи, которые обрели определенный образ, все материальные создания постепенно заменяют друг друга в различном многообразии форм. При всем этом, тип физических созданий становится все более и более совершенным, нежели прежний.
В логике истории такие же идеи, которые воплотились в определенных этносах, незаметно продуцируют цепочку человеческих судеб. Идеи всегда одни и те же, вне зависимости от духовных взглядов или картины мира мыслителя, вне зависимости от исторического контекста, этноса, нации и т.д., они все время проявляются в одном и том же порядке, в одной и той же связи.
Разум являет собою систему вечных идей, которые являют собою сущность всех вещей.
Гегель о войне
Гегель полагает, что с войной произойдет то же самое, что произошло со смертной казнью. Она трансформируется. В его современности цивилизация и военное искусство начали работу над искоренением варварских методов.
Тем не менее, даже в смягченном и трансформировавшемся виде война существует как обязательное и необходимое средство развития политической жизни.
Подлинная, оправданная, законная и необходимая война – война из-за определенной идеи, которая служит разуму. Гегель полагает, что именно такая война составляет особенность современного для него 19 века. Это, в свою очередь, означает, что даже в средневековье не было сражений за идею, но это связано с отсутствием сознания моральной сущности войны.
Гегель об исторических народах
Гегель выделяет отдельные народы, которые, по его мнению, творили и будут творить человеческую историю. В контексте исторических этносов победивших и побежденных восторжествовавший народ всегда будет лучше, нежели побежденный, а победившая держава является более истинной, так как она близится к идеалу государства, чего не делает побежденная сторона.
Как доказательство, Гегель просматривает непосредственное торжество. Победа народа является осуждением начала, которое выражается побежденными, Божий суд.
С позиции Гегеля, история является представлением ряда божественных возмездий, которые неизбежно поражают все исключительное, конечное, несовершенное.
Во все эпохи, на протяжении всей истории человечества был такой народ, где человеческий дух был самым совершенным из всех существующих. Именно этот народ шел во главе всеобщей человеческой цивилизации.
Следует заметить, что это не один народ. В период Античности это были римляне и греки, а в период средневековья – англичане, в период Возрождения – итальянцы, в древности – египтяне, вавилоняне, ассирийцы. Также следует отметить и «праотцов» всех народов – арийцев.