Философия духа является одним из основных отделов гегелевской философской системы.
Разделяется данная философская традиция на учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.
Субъективный дух
При достижении определенной ступени в развитии природы возникает человеческий разумный индивид. Изначально человек живет как ребенок, в обыкновенном состоянии, в зависимости от инстинктов эгоизма и разных воздействий природы: различие народов, рас, возрастов, полов, темпераментов, элементарных способностей и т.д., – он являет собою субъективный дух.
Тем не менее, по мере развития человеческого ума, он обретает понимание того, что другие индивиды также являются духовными существами, которых необходимо уважать.
Индивид осознает, что его личная свобода ограничивается посредством свободы таких же индивидов, как и он. Именно эта стезя трансформирует и выводит человека на новый уровень объективного духа.
Объективный дух
В человеческом социуме все влечения, желания, человеческие инстинкты, будучи бессознательными, трансформируются в сознательные побуждения.
Ступень объективного духа подразумевает коллективную жизнь людей.
Свобода всех индивидов, которая признается и принимается индивидом как условие личной свободы, обретает таким образом форму права. По Гегелю, право должно реализовать посредством наказуемости преступлений не грубую пользу, а только идею вечной справедливости.
В то время, когда право подымается к уровню добровольного человеческого побуждения, оно трансформируется в нравственность. Одним из важнейших аспектов нравственности является семья – нравственный институт.
Именно семью составляют единое гражданское общество, которое образует государство. Именно государство должно стремиться к воплощению потребностей объективного разумного духа.
Кстати, с возникновением гражданского социума и системы государства объективный дух переходит к историческому развитию.
Абсолютный дух
Абсолютный дух является третьей ступенью развития духа, который составляет единство объективного и субъективного.
На данной ступени дух трансформируется и видоизменяется, вследствие чего он является гармоничным и свободным от любых возможных противоречий. Абсолютный дух постигает истинное и совершенное знание о самом себе, проходя несколько ступеней, по мнению Гегеля:
-
Созерцание в искусстве;
-
Деятельность эмпирического и представления в религии;
-
Жизнь чистой мысли в философии.
Абсолютный дух в философии достигает высочайшего уровня самосознания. Он возвращается к себе самому, посредством обогащения огромной историей саморазвития.
По Гегелю, философия являет собою мыслящую себя идею, где дух встречается с самим собой. В данном самопознании напрочь отсутствует внешнее, оно является внутренним, самим мышлением, которое вошло в себя и признает себя сущностью вещей.
Важно заметить, что вне границ этого абсолютного нет ничего, а все находится и живет непосредственно в нем.
Такое познание абсолютного является наивысшей целью, которую преследует философия. Гегельянство являет собою абсолютную философию, которая превосходит все иные философские системы, искусства и религии, так как именно оно дает человечеству разгадку вселенной.
Эта разгадка – абсолютный дух, который является синтезом объективного и субъективного. Этот синтез является продуктом идеального творения, которое является всем, а вне него не существует ничего истинного.