И. Кант является одним из ярких представителей немецкой классической философии. Именно Кант стал основоположником классического и критического идеализма. На протяжении всей своей жизни он пытался понять основы человеческой природы в области социального существования.
Этика Канта являет собою учения о нравственности, которые изложены в таких его работах, как «Критика чистого разума» и «Метафизика нравов». В последней работе он изложил окончательную, категорическую концепцию о этике.
«Чистый разум» и «Категорический императив»
Учения И. Канта показывают его идеи о чистом разуме. Так, философ твердит о заключительном слове, вследствие которого в процесс вступает воля и практический разум человеческой сущности.
Практический ум является преобладающим над теоретическим, так как именно человеческая воля способствует возникновению нравственной составной человеческой жизнедеятельности. Он приписывает человеку важную характеристику – способность познавания вещи в себе, которые являются лишь продуктами мыслительной деятельности – они могут лишь мыслиться и не могут ничем подкрепляться в материальной действительности.
Человек является чувствительным по своей природе. Воля дает ему определенные приказы, которые могут быть субъективно или объективно действительными.
Объективность являет собою категорический императив и обязательные предписания. Этот императив заставляет человека поступать нравственно вне зависимости от собственной выгоды.
«Нравственность» в этике Канта
Этические старания Канта довольно кратко описывают нравственность человека. Ради самой нравственности мы должны быть нравственными, а не ради своих интересов. Мы должны быть добродетелями только ради добродетели, а не нас самих.
Важно заметить, что человек должен выполнять свой нравственный долг подобающим поведением. Он не должен делать какие-нибудь хорошие поступки лишь из-за своего нрава, а должен делать это из чувства долга. Лишь человек, который поборол все свои желания и склонности может быть назван нравственным, который способен по своей природе делать добрые поступки.
По мнению мыслителя, нравственный закон не должен напрямую зависеть от обретаемого человеком опыта, он дается нам априори. Стремление к нему не должно нам навязываться посредством Бога, желания к счастью, любым эмоциональным составным. Он должен происходить в нас непосредственно от деятельности практического разума, базироваться на самостоятельности нашей воли, вследствие чего нравственность будет позволять нам оценивать себя как самостоятельную единицу действительности.
Человек и религия
Человеческий идеал должен вмещать в себе совокупность счастья и добродетели. Тем не менее, счастье не должно являться самоцелью и основной задачей для человека. Лишь осознанное стремление к добродетели и сама добродетель должны быть целью нашего существования.
Этические учения Канта кратко дают нам понять, когда именно человек может позволять себе блаженство.
Счастье и этика сосуществуют только в потусторонней жизни, что утверждено самим Богом. Таким образом, стремление к счастью может продуцироваться в жизни лишь посредством веры, вследствие чего лишь на почве морали, а не на умозрительной основе.
Следует понимать, что основа религии – мораль, которая выражается в Божьих заповедях, которые являются нравственными законами. Если рассматривать религию как основу морали, то можно определить, что ее необходимо воспринимать рационально.
Кантовская философия послужила основой для множества новых философских систем. В своих работах мыслитель переосмыслил рационализм и эмпиризм из работ, которые дошли до наших дней. Он создал вечные теории об морали и этике, которые и до сих пор не могут быть разрушены.