Гегель является основоположником философской системы Абсолютного идеализма. Он завершил логическое разворачивание предшествующих концепций представителей немецкой классической философии, в частности И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга.
Субъект и объект в «Абсолюте»
В том случае, если абсолютный разум составляет собою тождество объекта и субъекта, он является также тождеством природы и мышления. Вследствие этого можно определить, что он в себе содержит абсолютно все, что есть в нашем мире.
Таким образом, абсолютный разум являет собою сам этот мир. В его оковах субъект и объект синтезируются и создают единую целостную систему. Тем не менее, определяется, что абсолютный разум это не только этот мир, он есть еще и то, что являет непосредственно сам по себе.
Абсолютный разум сам по себе является определенной идеей его самоочевидного бытия, идеей о том, что вообще существует абсолютный разум, вне зависимости от того, что именно собою являет абсолютный разум.
Таким образом определено, что существует определенная абсолютная идея, которая содержит в недрах себя бытие абсолютного разума и его сущность. Некая абсолютная идея является определением того, что такое абсолютный разум, следовательно, данная идея является первичной и основной для абсолютного разума.
Абсолютная идея
Можно определить, что абсолютная идея является определяющей субстанцией абсолютного разума.
Важно заметить, что абсолютная идея сохраняется в контексте системы предметного мира, который открывается посредством абсолютного разума и является результатом его дифференциации на природу и дух.
Мир вещей являет собою инобытийное состояние абсолютного разума. Абсолютная идея по своей сущности является первоэлементом мира как духовного в составе абсолютного разума, так и естественного.
Таким образом, абсолютная идея, которая определяет абсолютный разум, является первоосновой и сущностью всего материального и духовного мира. Именно абсолютная идея – это принцип правильной философии, правильного познания, абсолютного идеализма.
Источником и духовным началом первоосновы мира является абсолютная идея.
Вывод
Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным.
Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика.
Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться.
Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.