Сущность новейшей, «постклассической» философии
Выход общества на качественно новый уровень развития произвел революцию не только в социально-политической и экономической сферах, но и в научной жизни. Так, на смену классической социальной философии пришла новейшая, так называемая «постклассическая» социальная философия. Она отрицает тезис о том, что объективную роль в жизни и развитии человеческого общества играют закономерности общественного развития. При этом признается прогрессивный характер социальных изменений.
Современная социальная философия стремиться осмыслить (и в какой-то степени переосмыслить) проблему отношений народной массы и личности, их взаимосвязи и зависимость друг от друга. Начиная еще с программной работы, которая была написана испанским философом Х. Ортегой-и-Гассетом «Восстание масс», которая была выпушена в 1929 году, в западной философской мысли и литературе развернулась настоящая критика тезиса о том, что решающую роль в историческом процессе играют именно массы. К тому же, актуализируется тема роли личности, прежде всего более харизматичной и выдающейся своими способностями и достижениями. Поэтому особая роль отдается лидеру, герою или проводнику, которые делает наш мир лучше, вносит в него совершенно новые идеи и инновационные изобретения, которых раньше не существовало.
То есть, актуализируется роль человека, которому присуще очень развитое чувство гражданской ответственности и долга. Такая гуманизация обусловлена тем, что человек теперь обладает не только знаниями и культурными установками: он имеет возможность продвигать их в массы, вести за собой людей. А именно это и является двигателем прогресса. К тому же, в целом, человек играет ключевую роль, поскольку без его деятельности и идей было бы невозможно выйти на тот уровень научно-технического и технологического развития, на котором мы находимся сейчас. И именно человек, основываясь на идеях и трудах прошлого, достижениях настоящего делает реальные прогнозы по развитию будущего в различных сферах общественной и духовной жизни народа.
Наибольший интерес в постклассической социальной философии играет понятие «массовый человек». Авторы стремятся осмыслить проблему отношений, которые складываются между личностью и народной массы. Массы могут трансформироваться в толпу, возникает новый вид сознаний – массовое сознание. Ему свойственно навязывание фейковых псевдоценностей, которые затем проникают в идейные составляющие других социальных движений. Это делает их похожими друг на друга, не позволяет идентифицировать себя как особое сообщество со своими собственными признаками и установками.
Концепции современной социальной философии
В современных концепциях, которые рассматривают социально-философскую проблематику общества, социальный прогресс достаточно категорично противопоставляется идеям общественного движения. Таким образом, трактовка исторического развития общества осуществляется через призму синергетического подхода. История общества – это самоорганизующийся процесс, в котором решающую роль играют не вера в желаемый ход событий, а случайность. Именно это превращает человеческую историю в достаточно стихийный событийный процесс, в котором царят такие аспекты, как:
- Спонтанность – все явление и процессы могут возникать достаточно быстро, из ниоткуда. Так же, как они появляются, они могут исчезать, оставляя свой след в истории и развитии общества;
- Непредсказуемость – процессы и явления невозможно предугадать, поскольку они возникают стихийно и не могут быть объяснены с точки зрения их исторического возникновения. Последствия могут быть как позитивными, так и негативными, что также сложно предугадать, поскольку зачастую исследователи не могут выявить природу того или иного процесса и явлений;
- Вариантивность – события могут заканчиваться по нескольким сценариям, но и сами исследователи и ученые признаются, что некоторые явления невозможно предугадать, и их исход очень вариативен;
- Альтернативность – это последствие вариативности: если есть большое количество вариантов развития события, то исследователь может выбрать наиболее выгодный и менее отрицательный, к которому и будут стремиться авторы.
Философская теория социума исследует общество как устройство всего общего, что есть в человеческой жизни, и что отличает ее от естественного, животного мира. Поэтому концепции социальной философии постклассического периода доказывают, что по сути общество – это система взаимосвязей и отношений, а также социальных институтов. Все они порождены практикой совместного существования и функционирования, а результатом является их взаимосвязанная деятельность, которая оказывает особое влияние на развитие, существование и прогресс (или наоборот, на факторы, которые ведут к регрессу общественных отношений и системы в целом).
Социальный мир в теориях современной социальной философии – это очень сложное и структурированное образование, которое выступает в качестве результата взаимодействия экономических, культурных и духовно-идеологических факторов. Они предопределяют социальный статус и роль индивида в обществе, его ценностные и культурные представления, мировоззрение относительно самого себя и своего существования. Познавая себя, человек начинает понимать, почему он занимается той или иной деятельностью, какова его роль, и как его вклад может повлиять на всю общественную деятельность в целом. Он может примерять на себя роль лидера, вести за собой целую команду, каждый член которой также осмысляет свою роль и то, какой цели необходимо добиться, чтобы изменить мир к лучшему.
Таким образом, ключевым понятием в новейшей социальной философии является понятие «социального», что характеризует специфику жизни людей как общественных существ, определяет особенность законов, которые влияют на сосуществование и логику общественных явлений и процессов.