Философские дисциплины – это отрасли философского знания, специализированные под построение философских теорий относительно отдельных сторон всеобщего бытия.
Основной вопрос философии и направления его исследования
Философия как форма мировоззрения стремится охватить в своем учении весь мир во всех многообразиях его проявления – внешнего и внутреннего, реального и идеального. Однако ценность философии, равно как и любого знания, проистекает из предположения о его истинности, т.е. соответствия действительности, а потому центральным вопросом философии была и остается проблема соотношения мышления и бытия. В зависимости от ее разрешения определяется как сущность окружающего мира, так и принципиальная способность человеческого мышления адекватно отражать его.
Проблема соотношения мышления и бытия глобальна, а потому ее изучение строится с двух позиций, образующих основные направления философии:
- онтологию,
- гносеологию.
Онтологическое направление сосредоточено на определении сущности бытия, его происхождения и развития. В нем принято разделять две позиции, которые одновременно представляют собой и философские направления, и методы философствования – это материализм и идеализм.
Материализм представляет собой направление, в котором отстаивается первичность материи относительно сознания. Оно опирается в первую очередь на данные естественных наук, и выдвигает положения согласно которым материя существует до и вне сознания, а также полностью независима от него; сознание в свою очередь выступает свойством материи, и зависит от ее характеристик.
Первичные материалистические учения возникли еще в период античной философии (Демокрит), позднейшее их развитие происходило в эпоху Возрождения (Бекон) и Нового времени (Фейербах). Вершиной материалистической линии выступает материалистическая диалектика, сформированная в рамках марксизма.
Идеализм в свою очередь утверждает первичность сознания относительно материи. Согласно положениям идеализма именно сознание является самостоятельной субстанцией, в то время как материя представляет собой грубое воплощение идеальных представлений о сущности вещей и явлений. В рамках идеализма существуют два основных течения.
Объективный идеализм предполагает существование некоего глобального идеального мира, который в свою очередь создают свою проекцию – мир окружающий. Достаточно часто в качестве источника такого мира позиционируется идеальная субстанция – мировая душа, бог, вселенский разум, а весь мир представляется его творением. Субъективный идеализм очерчивает рамки реально существующего человеческим сознанием – все остальное лишь реализация его представлений.
Идеализм также берет свое начало в античности (Платон), активно развивается в период средневековья (Августин Блаженный) и достиг своих вершин в немецкой классической философии (Кант, Гегель). Субъективный идеализм приобрел особую популярность в постклассических направлениях.
Гносеологическое направление
Гносеологическое направление рассматривает центральный вопрос философии с позиции познаваемости мира, методов этого познания, а также критериев истинности получаемого знания. Как и в онтологии в нем существуют две противоборствующие позиции, являющиеся как методами, так и направлениями философии – рационализм и эмпиризм.
Рационализм стоит на позиции познания мира с помощью разума. Разум рассматривается и как главный источник, и как средство, и как критерий истинности знания. Наиболее четко рационалистические взгляды были впервые изложены в трудах Декарта. Рационализм склонен критиковать чувственное познание мира за его излишнюю субъективность и поверхностность, за неспособность проникнуть в сущность изучаемых объектов и явлений, ограничиваясь лишь их внешними проявлениями.
Сторонники эмпиризма придерживаются альтернативной точки зрения. Источник познания они видят в опыте, который включает в себя не только чувственные переживания, но также специально организованное познание окружающей действительности через эксперимент. С точки зрения эмпиристов разум выполняет важную, но все же вторичную роль обработки опытного знания, а в качестве критериев истинности выступает его объективность (т.е. независимость от мыслителя) и воспроизводимость.
Основные философские дисциплины
Основной философский вопрос соотношения мышления и бытия, представляется не только принципиально важным, но и необъятным, поскольку трансформируясь он проявляется во всех областях человеческого знания и культуры, как соотношения человека и мира, личности и социума, творения и культуры и т.д.
Помимо наиболее крупных отраслей, таких как онтология и гносеология, философский вопрос также раскрывается и на более частном материале, что в свою очередь находит свое отражение в существовании многочисленных философских дисциплин. К основным из них относят:
- философскую антропологию,
- социальную философию,
- аксиологию,
- этику,
- эстетику,
- логику,
- философию науки и т.д.
Философская антропология ставит в центр своего исследования человека – его место в мире, происхождение, смысл существования, вопросы свободы, творчества, развития. Одним из наиболее принципиальных вопросов, вызывающих множество противоречивых мнений и неразрешенных до сих пор, остается вопрос соотношения социального и биологического в человеке, который также может формироваться как соотношения врожденного и формируемого.
Социальная философия сосредоточена на исследовании общества, его происхождении и развитии, формах организации, составных частях и взаимодействиях между ними. Важными для социальной философии выступают вопросы происхождения и природы власти, а вместе с ними действительного и идеального общественного строя, в котором человеческие права и свободы были реализованы в наиболее полной мере.
Аксиология рассматривает вопросы ценности бытия. Основной проблематикой выступает природа ценностей которая может носить субъективный, т.е. зависеть от человека, либо объективный, т.е. быть присущей самому предмету, характер.