Мигель Де Унамуно – испанский философ и писатель, один из наиболее значительных представителей «поколения 98 года».
Биография мыслителя
Мигель Де Унамуно родился в 1864 году в Бильбао в семье коммерсантов. Унамуно по происхождению был баском, эускаре был основным языком в его семье, однако свои произведения он писал на испанском.
Мигель был третьим ребенком, но первым мальчиком в семье, а потому получил хорошее образование. Он поступил в Мадридский университет и окончил его, после чего вернулся в родной город, где занялся преподавательской деятельностью. После защиты диссертации на тему происхождения баскского языка, между Унамуно и баскскими националистами разгорается ожесточенная дискуссия. Унамуно отвергает их тезис о том, что народ басков не имеет генетический связей с другими народами Испании, а кроме того открыто заявляет, что эускаре - умирающий язык и баскско-испанский билингвизм не возможен в реальности. В ответ националисты фактически объявляют его в предательстве крови, и говорят, что он не настоящий баск.
В это время Унамуно увлекается социалистическими идеями, много читает Маркса и Бакунина, и даже вступает в социалистическую партию, а также участвует в выпуске газеты «Классовая борьба», однако достаточно скоро разочаруется и выходит из социалистического объединения.
В 1891 году Мигель женится на любви всей своей жизни, а также получает место преподавателя в университете Саламанки. Здесь он заводит дружеские отношения с многими представителями испанской творческой и политической элиты.
Большое влияние на творческий путь Унамуно оказал 1898 год, когда Испания признала свое поражение в испано-американской войне, что потянуло за собой глубокий социальный, экономический и политической кризис в стране.
В начале века философ становится ректором Саламанкского университета, однако в 1914 году уже теряет данный пост по политическим мотивам. Унамуно не приемлет диктатуру отдельных чиновников, развернувшуюся под прикрытие королевской власти, становится мучеником либеральной оппозиции. Из-за конфликта с властями его ссылают на Канарские острова. Через некоторое время философ был помилован, однако теперь он сам отправляется в добровольное изгнание во Францию. Там он находит убежище во французской стране басков, где дожидается падения ненавистного ему режима.
С установлением Второй Испанской республики начинается краткая политическая карьера Унамуно, его избирают в кортесы от Саламанки, однако он достаточно быстро разочаруется в политической деятельности и по истечению своих полномочий отказывается баллотироваться повторно.
После начал гражданской войны он поддерживает Франко, считая его как хранителем христианских традиций, так и сторонником западной цивилизации. Однако после личной встречи, на которой он пытается добиться освобождения для своих друзей, Унамуно разочаруется во франкистском движении, а вскоре выступает с резкой критикой в ответ на шовинистические речи одного из генералов.
Критика приводит к тому, что Унамуно сажают под домашний арест в котором он проводит остаток своих дней. В последнем интервью философ говорит о том, что он не занимает сторону ни коммунистов, ни франкистов, а призывает лишь скорее завершить кровопролитие.
К числу основных философских произведений Унамуно можно отнести:
- «Трагичное восприятие жизни»,
- «Агония христианства»,
- «Через земли Португалии и Испании»,
- «Жизнь Дона Кихота и Санчо».
Философские идеи
Мигеля Де Унамуно многие называют предвестником экзистенциализма, ведь центральной темой его философского творчества выступает дихотомия смерти и бессмертия, веры и рациональности, общества и личности, конечного и бесконечного.
Философские идеи Унамуно формировались под влиянием одно из отцов экзистенциализма – С. Кьеркегора, а также многих писателей – Паскаля, Толстого, Бунина и других. Отправной точкой в духовных изысканиях стало событие подорвавшее жизненные основы его существования – смерть трехлетнего сына от менингита в 1897 году.
Разочаровавшись в католицизме Унамуно начинает самостоятельно искать ответы. Он считает, что человек стремится к бессмертию, ставит своей целью своей жизни выход за рамки ограниченного, конечного бытия, путем утверждения собственной личности. Способы утверждения могут быть разными – любовь, дружба, рождение детей, творческое наследие. Вера произрастает также из попытки удовлетворения этой потребности, с точки зрения Унамуно, бог – это проекция человеческой личности на вечность, олицетворение идеала бесконечного существования.
При этом жизнь наполнена для философа противоречиями и жизненным страданием. Стремясь к бессмертию человек осознает тот факт, что он смертен. Развитие науки, рационального мышления, скептически оценивающего жизненные потенции личности, веру, создает ситуацию кризиса между стремлением и реальностью, веру и неверием, которую Унамуно обозначил таким термином как «агония».
Признавая критику веры и необходимость рационального, Унамуно решительно восстает против рационально-скептического сценария развития общество предлагаемого сциентизмом. Философ стоит на позиции иррационального бунта, «кихотизма», который выражается в бессмысленной с точки зрения любого благоразумного человека «борьбе с мельницами». Именно в этой борьбе против холодной и расчетливой рациональности, против машинизации и утилитаризации общества, должен происходить духовный рост личности, который и является единственным выходом из агонии.
Творческое наследие Унамуно
Мигель Унамуно был не только мыслителем, но также талантливым и дерзким писателем, который отражал многие из собственных философских идей, в своих художественных произведениях. В тот период в Испании существовал негласный канон, который регламентировал все стороны литературных произведений – от размера и особенностей стилистики, до логики сюжетной линии и характеристики персонажей.
Унамуно не мог ограничить себя этими негласными рамками. Чтобы защитить собственные произведения от многочисленной критики, он создает собственный авторский жанр – «нивола», с совершенно иными правилами написания произведений. Большую роль в его книгах играет раскрытие внутренней реальности и духовной жизни персонажей, которая противопоставляется внешней реальности.
Основными художественными произведениями Унамуно являются:
- «Мир на войне»,
- «Ньебла»,
- «Тереза».