Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методологическое сомнение в философии Р. Декарта

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Методологическое сомнение в философии Р. Декарта
Методологическое сомнение в философии Р. Декарта
Определение 1

Р. Декарт – это выдающийся французский философ и ученый XVII века, автор многих известных концепций в области математики, физики, рефлексологии, сторонник дуализма и рационализма.

Сомнение как метод познания в философии Декарта

Р. Декарт с самого детства отличался тягой к знаниям и любовью к чтению. Свое образование будущий философ получал в иезуитском колледже Ла Флеш, а затем знакомится с естествоиспытателем И. Бекманом, общение к которым оказывает значительное влияние на его становление как ученого.

Еще в период своего ученичества в колледже в сознании Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее формируется критическое отношение с реализуемой там системе преподавания и обоснования знаний, которая полностью базируется на использовании ссылок на авторитетные источники – труды античных авторов, средневековых схоластов и безусловно священное писание. Необходимость принимать знания об окружающем мире фактически на веру, без какой-либо доказательной базы, закономерно приводит Декарта к необходимости сомнения и критического отношения к любой информации. Сомнение, поиск источников и аргументов поддерживающих ту или иную идею становится главным методом работы Декарта.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципиальным вопросом для Декарта становится нахождения такого знания, которое невозможно было бы подвергнуть сомнению, поиск истины. Пытаясь найти ответ на него философ отмечает, что сомнению можно подвергнуть любое знание, мнение, ощущение, кроме самого факта сомнения. Но если факт сомнения есть объективная действительность, то из него следует вывод, что существует нечто, что это сомнение переживает – это мышление. Мышление же в свою очередь является атрибутом разума. Таким образом, именно существование разума становится отправной точкой для изучения мира, он является первой самоочевидной истиной, значение которой Декарт выразил в своей знаменитой максиме: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В качестве критерия истинности знания Декарт вводит понятие самоочевидности. В качестве самоочевидности знания он понимает его ясность, незамутненность, внутреннюю природу, исходящую не от внешнего источника, а из глубин разума, согласно представлениям философа о врожденных идеях.

Методологическое сомнение становится основой рациональной гносеологии выстраиваемой Декартом. Ощущения и впечатления обманчивы, они не способны дать истинной информации о мире, единственным инструментом объективного познания является разум, а методом последовательное сомнение в предъявляемых фактах. Декарт формулирует ряд рекомендаций по организации такого мышления:

  • мышление доложено начинаться с последовательного расчленения сложной идеи на ее более простые составляющие, до тех пор, пока не будут найдены самоочевидные априорные истины;
  • за анализом должен следовать обратный синтез понятия, при котором базовые истины используются для обоснования истинности более сложных звеньев цепи;
  • важным аспектом является тщательный анализ каждого звена, а также соблюдение строгой последовательности размышлений как в прямом, так и в обратном порядке.

Дуалистическая философия Декарта

Одной из посылок методологического сомнения, и в тоже время одним из оснований для концепции самоочевидности истин, стали дуалистические взгляды Декарта на бытие. В отличие от средневековых философов которые предполагали, что бытие сводится к одной субстанции – богу, который является первоначалом и первопричиной мира, Декарт выделяет две самостоятельных субстанции:

  • материю,
  • дух.

Материя и дух полностью противоположны друг другу, независимы и существуют раздельно друг от друга. Основным свойством материи является протяженность. Материя придает форму, создает феноменологический мир, заполняет его телами, которые взаимодействуют друг с другом на манер сложного механизма, а все закономерности их сообщения можно просчитать и описать с помощью математики.

Главным свойством духа является мышление. Дух нематериален, его невозможно ощутить или воспринять с помощью телесных органов чувств, он доступен лишь разуму, поскольку человеческий разум – есть проявление духа, в то время как тела и связанные с телом переживания – есть материя. Таким образом не только мир, но и человек имеет дуалистическую природу, представляя собой вынужденный союз тела и разума. При этом хотя материя и дух обоюдно независимы, в рамках человека тела и разум способны взаимно влиять друг на друга.

Так сенсорную чувствительность, равно как и эмоциональные проявления Декарт относил к феноменам материи, функционирующим на механистический манер (движение животных духов по полым трубкам нервов в результате изменения давления в этих трубках благодаря открытию и закрытию клапанов и т.д.), и называл страстями. Страсти по убеждению философа оказывают самое пагубное воздействие на чистоту и ясность рационального мышления, они способны погасить свет духа на время, или и вовсе погубить способность человека к разумному существованию. В тоже время разум хотя и является пленником в клетке тела также способен воздействовать на телесные процессы сдерживая и укрощая действие страстей.

Данное противоречие – взаимодействие независимых субстанций в рамках человеческого существа, снимается Декартом за счет того, что и материя, и дух хотя и являются самостоятельными субстанциями, но были порождены богом, и подчиняются законам, заложенным им для своего функционирования. Признания бога в качестве высшей субстанции делает дуализм Декарта непоследовательным.

Дуализм и гносеологические воззрения Декарта

Важным следствием дуалистической картины мира, становится введение Декартом в теорию познания таких определяющих терминов как субъект и объект.

Определение 2

Субъект – это активная сторона процесса познания, которая производит целенаправленные действия по исследованию окружающей реальности.

Объект – это пассивная сторона процесса познания, которая испытывает на себе воздействие субъекта.

Субъект ассоциировался Декартом исключительно с духом, а точнее человеческим разумом. Хотя материя не является пассивной, с той точки зрения что ее части постоянно находятся в движении, это движение всегда детерминировано внешними причинами и закономерностями ее существования. Активность разума напротив самостоятельна, она исходит из самой его духовной природы, а потому независима от внешних воздействий и может быть целенаправленной.

В качестве объекта Декарт воспринимал не только материю, но также человеческое тело, и даже человеческий разум, который может объективировать себя в процессе интроспекции, т.е. само исследования.