Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Место и роль русской философии в мировой истории

Специфика русской философии

Важной характеристикой русской философии является ее глубокое понимание кризиса мировой философской мысли и культуры и поиск новых путей, моделей (парадигм) философствования. Тема «кризиса разума», актуализировалась в России одновременно с Западом. В. Соловьев в 1874 г. обсуждал ее в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» и продолжал интерпретировать ее в более поздних работах.

Тема кризиса западной культуры присутствует в русской мысли Серебряного века. Лишь некоторые ее представители исключили Россию из этого процесса, считая, что кризис сильно ударил только по западной культуре. Большинство великих русских мыслителей придерживались мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как неотъемлемую часть европейской (евразийской) культуры.

После Октябрьской революции тема «кризиса сознания» в русской философии стала звучать еще громче. Русские философы считали, что «раздробленность времен», «крах основ», «катастрофическое положение», столь жестоко проявившееся в Первой мировой войне и русских революциях, являются признаками глубокого кризиса всей мировой цивилизации.

Другая особенность русской философии XIX-XX вв. – ее борьба с абстракцией классической мысли, с «абстрактными принципами». Эту тему умело изложили И. Киреевский, В. Соловьев и подхватили другие видные русские философы. В развитии русской мысли специфическая философия жизни, отстаивавшая примат жизненно-практического начала над абстрактно-теоретическим, находилась в центре философии уже в конце XIX и самом начале XX вв. Русская мысль, отмечал С.Л. Франк, никогда не довольствовалась отвлеченным теоретическим знанием, а всегда стремилась к конкретному религиозно-этическому мировоззрению, в которое непременно входила тема спасения человека и человечества. Русские философы конца XIX - начала XX века были одними из первых европейских мыслителей, связавших кризис современного рационализма и сциентизма с общим кризисом западной цивилизации.

«Место и роль русской философии в мировой истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тема единства (космоса, Бога, природы, человека и т.д.) была центральной в русской религиозно-космологической метафизике, исходившей из ряда идей и направлений мировой мысли, но прежде всего – из философской идеи метафизики Всеединства и божественной мужественности В. Соловьева. В духе этой философии первоначально мыслили самые видные русские философы ХХ в.:

  • Л. Шестов,
  • Н. Бердяев,
  • И. Ильин,
  • С. Булгаков,
  • Н. Лосский,
  • С. Франк,
  • П. Флоренский.

Роль религии в развитии русской философии

Религиозный идеализм (даже в тех случаях, когда, подобно С. Булгакову или П. Флоренскому, он превращался в богословие) оставался высокопрофессиональным, если не изощренным, философствованием. В России развивался материалистический атеизм, воплотившийся главным образом в быстро распространяющемся марксизме, решительно выступил против идеалистической религиозной метафизики, став ее главным идейным противником. Все большую популярность приобретали философские труды Г. Плеханова и В. Ленина, известные на рубеже веков лишь в узких марксистских кругах.

Через увлечение марксизмом прошли некоторые религиозные философы, будущие великие мыслители России:

  • С. Булгаков,
  • Н. Бердяев,
  • П. Струве и др.

В конце XIX века они принадлежали к легальному марксизму. Но после революции 1905 года, показавшей всю опасность русского бунта, наступило смирение и покаяние. Отход от религии, неприятие Бога воспринимались этими философами как главная причина тех социальных, духовных и нравственных потрясений, которые еще ждут Россию. Новый синтез Бога и познания мира, воплощение Бога в мире и в человеке (что В. Соловьев назвал «свободной теургией») стали интересовать в первую очередь русских религиозных идеалистов.

Важной особенностью русской философии было стремление русских мыслителей органично соединить гносеологию, новую онтологию, со смысловыми, этическими и эстетическими измерениями бытия и познания. При этом в центре внимания оказались экзистенциально-персоналистские акценты, вновь сочетающиеся с религиозными постулатами. По словам Н. А. Бердяева, русская философия, окрашенная религией, хотела быть экзистенциальной, более экзистенциален был тот, кто знал и философствовал, выражал его духовно-нравственный опыт, опыт целостный, а не разорванный. Величайшим и наиболее экзистенциальным русским метафизиком был Ф.М. Достоевский. Н. Бердяева и Л. Шестова часто называют первыми экзистенциалистами и персоналистами.

Место русской философии в мировой культуре

С философско-правовой точки зрения русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), вылилась в обоснование прав и свобод личности, обращая внимание на неуважение к ним как к особенности русского языка, истории и русскому мировоззрению. В то же время русская мысль в ХХ в. искала синтез индивидуального и социального, отличный западного индивидуализма.

Специфика русской культуры вообще, русской философии в частности, виделась в антиутилитаризме, одухотворенности, в интересе к глубинам человеческого опыта и страдания, к поиску Бога, Истины и Спасения. Русская литература, важнейшее достояние русской культуры, глубоко философична по своему содержанию. Великая литература России XIX-XX вв. явилась благодатной почвой для возникновения и развития русской философии. Серебряный век, который был периодом невиданного, бурного и новаторского развития всех областей русской культуры, впервые в русской истории стал периодом расцвета русской философии.

Следует добавить, что поиски новых форм в искусстве и литературе дореволюционной России опережали на несколько десятилетий и предвосхищали дальнейшее развитие культуры на Западе (авангард, символизм). Философия в культуре России того времени играла весьма заметную роль. Еще при жизни В. Соловьев стал притягательным центром всей русской культуры. Его лекции посещали Достоевский и Толстой. Его книги читала вся образованная Россия. Весьма популярны также были:

  • Бердяев,
  • Ильин,
  • Булгаков,
  • Розанов.

Их сочинения были широко известны в России и за рубежом. Таким образом, до революции выдающиеся русские философы работали в хорошем темпе, не только, не следуя за западной мыслью, но и обгоняя ее в ряде случаев. Всемирно известные философы публиковали работы за границей и читали лекции в европейских университетах. Постепенно русская философская мысль стала занимать подобающее ей место в мировой культуре.

Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot