Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нравственное содержание идеи эроса в русской философии конца XIX - начала XX века

Определение 1

Эрос – это мифическое олицетворение любви и сексуальности.

Обоснование проблемы

Постановка проблемы эроса включается в традиции мировой философской мысли.

Эрос представляет собой максимально адекватное выражение родовой сущности и имеет уникальный онтологический статус.

Он является механизмом осуществления человеческой целостности в поле полового диморфизма. Понимание сути нравственного содержания эроса в системе русской философии конца XIX - начала XX века возможно через стремление к приобретению утраченного единства и целостности человеческого общества, а также космоса в целом.

На фоне распада отношений между этническими группами, а также отдельными регионами, поиска оснований для восстановления единства и целостности, эрос становится такой проблемой, которая существенно меняет систему развития личности и общества в целом. Такое единство заключает в себе противоположность.

Статья: Нравственное содержание идеи эроса в русской философии конца XIX - начала XX века
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Стремление к единству при этом противопоставляется стремлению к изоляции и разрушению целостности. В связи с этим анализ феномена любви и эроса предполагает выявление положительного и негативного человеческого аспекта, который при тех или иных условиях обнаруживает собственную деструктивную роль.

Важно понять даже не сам эрос, а процесс его формирования на уроне самопознания и самоутверждения внутреннего «Я», в котором происходит переживание личностных интенций и смыслов. В аспекте распада личности происходит ее разрушение и обострение личностного эгоцентризма, который мотивируется личностными субъективными устремлениями. Социально-философский анализ влияния эроса на личность и социальное пространства становится важнейшей насущной проблемой современного общества.

Проблема любви и эроса всегда относилась к категории важнейших тем для философского, нравственного, эстетического и художественного осмысления. В разные периоды времени ею занимались:

  • Э. Роттердамский ,
  • Сократ,
  • Платон,
  • Ж.-Ж. Руссо,
  • Э. Фромм,
  • Ж.-П. Сартр и пр.
«Нравственное содержание идеи эроса в русской философии конца XIX - начала XX века » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенное место в системе знаний о любви занимает русская философская школа, которая обладает оригинальными этическими принципами и нравственными понятиями. Философский подход к исследованию эроса сложился именно в период конца XIX -начале XX века. Он стал очередным шагом к развитию целостного комплекса наук о человеке. Своеобразие такого подхода заключается в том, что философская рефлексия над эросом многомерна и сопряжена с интенциями русской мысли.

Глубочайший центр личности в русской философии был именно эрос, а также стремление, тяготение, не стояние на месте. Оно сопровождается глубочайшими переживаниями и главным принципом познания окружающего мира.

Русские мыслители конца XIX - начала XX века отличались нестандартными подходом к изучению эроса, так как они опирались на славянофилов и возводили идею эроса и личности в целостную концепцию метафизики.

Эрос и любовь в русской философии

Такая полнота рассмотрения проблемы отсутствовала внутри русской философии. До этого времени тема эроса интерпретировалась и воспринималась в пределах традиционной христианской этики, но философы предавали этике христианства иной смысл. В западноевропейской мысли эта тема зачастую слишком рационализирована, в ее разработке отсутствует единый этико-психологический синтез.

Для понимания сути эроса чрезвычайно актуально возвращать в русскую культуру комплекс установок и моральных норм и принципов построения любовных контактов не только в форме физиологического примитива, а в образе одухотворенного эроса.

Определение 2

Любовь – это оригинальное чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту; чувство глубокой симпатии.

Важным шагом на пути к сложнейшему и длительному процессу формированию системы нравственных ценностей эроса, что может подтвердить существование гуманистической традиции в понимании эроса русских философов конца XIX - начала XX века. Они связывали сексуальную энергию человека с духовной культурой и систему поиска новых этических идеалов в тесной взаимосвязи с религией и художественным творчеством.

Важно понимать, что эрос и человеческая сущность в целом подчинены двум противоположным полюсам, а именно:

  • биологическому (физиологическому);
  • духовному (внутриличностному).

Такая же двойственность обнаруживается при рассмотрении разнообразных явлений жизнедеятельности человека: чувственных, интеллектуальных, эмоциональных. С одной стороны, они являются живым субъектом, биологическим существом, которое живет по законам природы. С другой стороны, они несут в себе актуальную необходимость некого объективного социального порядка и стабильности.

Социальный порядок – это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы. Любое нарушение баланса при этом может привести как к варварству, так и к культурному утопизму.

Эрос является важнейшим компонентом человеческой жизни, представляет собой максимально яркий пример биологического и социального дуализма. Дополнение силы природного родового инстинкта величием и красотой сознания личности превращает эрос в особенную структуру, которая изучается и познается целым комплексом научных дисциплин.

Отечественный опыт исследования эроса и любви связывается с анализом природы и сущности этого явления. Активное освоение проблемы оказалось в центре научных испытаний в период 80-ых годов. Сегодня возрождается интерес к ценностям духовной культуры русской истории, но задача выяснения истинного значения идей любви и эроса должен оцениваться по достоинству.

В исследовании E. H. Шапинской «Дискурс любви» дается анализ любви, как социального отношения в его репрезентации в литературном дискурсе. Эрос как отдельная философская категория не представлен локальными исследованиями, а имеет комплексные характеристики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot