Бакунин Михаил Александрович $(1814-1876)$ – русский революционер, мыслитель, анархист, идеолог народничества, основатель традиции социального анархизма.
Кружок Станкевича
В $30$х годах $19$ века состоял в кружке Станкевича, который имел особое предназначение в формировании русской философской мысли. На первое место в обсуждениях выдвигались философские проблемы, по меньшей мере – социально-политические.
В кружок входили: Строев, Аксаков, Белинский, Катков.
Приверженность к немецкой философии
К середине $30$ гг. $19$ века представители кружка занимались изучением идей немецких философов, в частности философии Гегеля, Шеллинга, Фихте и Канта, которому Станкевич отводил особое место в философии вообще, считая его основателем философии как науки.
Бакунин отдавал предпочтение гегелевской философии, в $1837$ году он впервые подходит к изучению философии права Гегеля, позже, вместе с Белинским они открывают для себя труды Гегеля по религии и логике. В это время гегельянство становится передовым.
В 1840 году Бакунин уезжает в Германию с целью повышения своего философского образования. В Берлине он сходится с младогегельянцами, знакомясь с их интерпретациями философии Гегеля как «алгебры революции». Важнейшим событием всей его деятельности в момент пребывания в Германии была публикация статьи в газете «Немецкие ежегодники» на тему агитации к революции в России. Заканчивалась статья его знаменитым изречением:
«Страсть к разрушению – творческая страсть».
Во время путешествий по Европе знакомится с К. Марксом, В. Вейтлингом и Прудоном, интересуясь их философскими мыслями и взглядами.
Революционная деятельность
В Цюрихе Бакунин начинает своё общение с радикальным кружком интеллигенции. В $1843$ году он входит в близкое общение с германскими и швейцарскими революционно-коммунистическими организациями. За такую деятельность Россия выдвигает немедленное требование выдать Бакунина, лишая его всех дворянских почестей и имущества.
В период с $1848-1849$ Бакунин становится ведущей фигурой в восстаниях в Дрездене и Праге. За свои революционные убеждения он был выслан из Европы. В $1851$ году австрийские власти выдают Бакунина царскому правительству, после чего его ждали шесть лет заключения. К $1857$ году его ссылают в Сибирь, спустя четыре года он сбегает через Японию и Америку в Лондон, где уже в то время пребывали А. И. Герцен, Н. П. Огарёв. Вместе с Герценым работает в его журнале «Колокол».
Часть своей жизни Бакунин провёл за написанием памфлетов и программ. В $1864$ году вместе с К. Максом вступает в международное товарищество рабочих, которое получило название 1й Интернационал. В 1869 Бакунин переводит «Манифест коммунистической партии», написанный К. Марксом.
В $1867$ году Бакунин приезжает на женевский конгресс: «Лига мира и свободы», где он выступает с лозунгом о невозможности мирного сосуществования государств, в которых власть основана на насилии и централизации. Он выдвинул свою идею о разрушении данного устройства снизу вверх, давая свободу автономным обществам, основанным по коммунистическому принципу. На Гаагском конгрессе в 1872 году Бакунина исключают из состава Интернационала за его подпольную деятельность и организацию тайного общества.
Ключевые труды этого периода
- Революционный катехизис $(1865)$
- Бог и государство ($1872)$
- Кнуто-германская империя и социальная революция $(1871)$
- Государственность и анархия $(1873)$
На последних годах своей жизни Бакунин занялся формированием доктрины анархизма на базе крайнего индивидуализма учения М. Штирнера. Отказывал существованию объективных исторических сил, возлагая надежды на революционные преобразования, связывая их с крестьянством, в противоположность К. Марксу и его диктатуры пролетариата.
Во всех революционных движениях этого периода значение выдающегося русского анархиста было весьма велико. После себя Бакунин оставил большое количество приверженцев которые восприняли и развернули его идеи в будущем. Особенно его труды имели известность в Германии, Италии и Испании, где движение анархистов не затихало на протяжении десяти лет после его смерти. Идеи и программы Бакунина имели своё воздействие и на русской почве, в частности на движение народничества в 1870-х годах. Бакунин дал обоснование двум фундаментальным русским революционным мыслям:
- Убеждённость в революционном предназначении крестьян
- Вера в предназначение славян к преобразованию мира, который пришёл к увяданию от буржуазной цивилизации Запада.