Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская общественная мысль в первой половине XIX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Русская общественная мысль в первой половине XIX в.
Русская общественная мысль в первой половине XIX в.

В начале XIX века в Российской империи обострилась общественно-политическая и идейная борьба. Одной из причин роста общественного движения стало понимание, что Россия отстает от передовых стран Западной Европы. Необходимость изменений видели прогрессивно мыслящие представители царской администрации. Еще одной причиной роста общественного движения были народные волнения.

Движение декабристов

Определение 1

Декабристы — это участники антиправительственного движения в России, члены тайных обществ 1810-х — начала 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади восстание 14 декабря 1825 года.

Основу общественного движения составляли дворяне. Они понимали, сохранение крепостничества и самодержавия могут привести страну к гибели. Положение Российской империи не давало экономике возможности развиваться. Еще одной важной причиной было разочарование Александра I в либерализме. В 1815—1825 годах император создал военно-политический режим. Мощным фактором была Отечественная война 1812 года и долгое пребывание русской армии в Западной Европе. Декабристы понимали, что народ, освободивший Россию от Наполеона, достоин лучшей жизни, и что крепостное состояние крестьянства необходимо отменить. История декабризма началась в 1810—1811 годах, когда в гвардейских полках стали появляться офицерские артели. Самым первым тайным обществом был «Союз спасения», состоявший из 30 человек. Общество наметило задачи движения: ликвидация абсолютистской формы правления и крепостного права.

Помощь со студенческой работой на тему
Русская общественная мысль в первой половине XIX в.

В 1818 году «Союз спасения» был реорганизован в «Союз благоденствия», который ставил целью воспитание общественного мнения, которое смогло бы принять преобразования. Эту идею изложили в уставе — «Зеленой книге». «Союз благоденствия» распустили в 1821 году, а вместо него появились Северное и Южное тайные общества, которые начали подготовку военного переворота. Программным документами обществ стали «Конституция» Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. По «Русской правде» Россия должна была стать республикой по форме правления и унитарным государством по форме государственного устройства. Согласно «Конституции» Россия превратилась бы в конституционную монархию по форме правления и в федерацию по государственному устройству. Переворот был запланирован на лето 1826 года, однако в ноябре 1825 года умер Александр I. Престол занял его младший брат Николай. Члены Северного общества решили организовать выступление в момент присяги солдат Николаю. Событие произошло 14 декабря 1825 года. Днем ранее был принят «Манифест», провозгласивший ликвидацию сословного неравенства и отмену крепостного права. Восставшие не сумели реализовать план восстания, их разогнали картечью. Спустя две недели власти разгромили выступление Черниговского полка. Расследованием руководил сам Николай I. Пятерых организаторов и участников восстания приговорили к казни, остальных сослали в Сибирь.

Консервативно-монархическое направление общественной мысли

Во время правления Николая I оформляются три направления общественной мысли:

  • официальное (консервативно-монархическое);
  • либеральное (взгляды славянофилов и западников);
  • революционно-демократическое.

Главная идея консервативно-монархического направления отразилась в знаменитой фразе С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Согласно высказыванию Россия является самобытной страной, в основе бытия которой лежат самодержавие, православие, народность. Консерваторы полагали, что необходимо укреплять сословную систему, в которой дворянство занимало главенствующее место. А крепостное право является благом для народа и государства.

Либеральное направление общественной мысли

Главной формой распространения либеральных идей стали кружки, из которых сформировались основные течения — славянофильство и западничество.

Представители течений не признавали революционных методов переустройства страны. Упор они делали на общественное мнение и готовность государственной власти к проведению преобразований. Спорным вопросом являлся исторический путь России.

Определение 2

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление философской и общественной мысли.

Западники полагали, что Россия и страны Европы развиваются по одним законам в одном направлении, но Россия отстает. Поэтому главной задачей государства является сокращение этого отставания до минимума. Для решения проблемы необходимо отменить крепостное право, ввести конституционную форму правления, провести военную и судебную реформы. Идеалом течения служил Петр I.

Определение 3

Славянофильство — это религиозно-философское и литературное течение общественной мысли России, оформившееся в 1830 — 1840-х годах и ориентированное на раскрытие самобытного пути России, её важнейших типовых отличий от Европы.

Славянофилы к личности Петра I относились негативно. Они полагали, что он переломил самобытность России. С их точки зрения, до Петра I в России не было классовой борьбы и социальных конфликтов. В программу славянофильства входило решение таких вопросов, как отмена крепостничества, восстановление связи самодержавной властью и народа.

Революционное направление общественной мысли

Под влиянием идей декабристов развивалось революционное направление. Однако уже к 1840-м годам характер революционной мысли претерпел существенные изменения. Тайные организации в основном имели просветительский характер. Складывались группы, изучавшие отечественные и зарубежные политические произведения. В начале 1850-х годов была разработана теория «русского социализма». Согласно Герцену, Россия имела перед европейскими странами ряд преимуществ. Он считал, что отмена крепостного права и наделение крестьян землей приведет к социализму.

В ранние годы Герцен полагал, что Россию необходимо «звать к топору». Однако впоследствии он сделал вывод, что стране нужен не «топор», а «метла». Он рассмотрел опасность «крестьянской революции», которая в России приняла бы форму все разрушающего бунта, и рассчитывал только на радикальные реформы, проводимые под давлением общества: ликвидация крепостничества, сохранение общины и раздача земли крестьянам без выкупа; введение гражданских свобод и демократического правления.

От идеологической работы участники революционно-демократического движения перешли к практике. В Лондоне Герцен издавал газету «Колокол», в которой обосновывал теорию «русского социализма» и критиковал русскую действительность. Бакунин принимал участие в европейских революциях 1848–1849 годов, стал членом Первого Интернационала, разработал теоретическую базу анархизма, создал ряд революционных организаций.

comments powered by HyperComments