Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии

Особенности джайнизма

Определение 1

Джайнизм – это одна из древних дхармических религий, которая сформировалась в Индии около IX-VI веков до н.э. Основатель джайнизма По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее – кшатрий Вардхмана или Джина Махавира. Джайнистская философия и практика, преимущественно, базируются на самосовершенствовании души, для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Любая душа, преодолевшая телесную оболочку, которая осталась от предыдущих жизней и достигшая нирваны, называется джива. Джайнизм в древних текстах часто приравнен к джайн-дхарме и шраман дхарме. На сегодняшний день, в мировом сообществе джайнизм исповедуют небольшая, но влиятельная религиозная община, в которой состоит примерно 5-6 млн приверженцев в Индии, а также растущие сообщества иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и т.д.

Замечание 1

Джайнистские библиотеки – самые старые в Индии.

Основателем Джайнизма как учения считают Махавиру Вардхамана. Он вел проповедническую деятельность. Сначала у него появились ученики и многочисленные последователи в Бихаре, но скоро его учение получило распространение на всей территории Индии. В соответствии с джайнистской традицией, он был лишь одним из 24 учителей, учение которых сформировалось в далеком прошлом. Долгое время джайнистское учение существовало только как устная традиция, и лишь потом был разработан канон.

Джайнистским учением провозглашен дуализм: истинная суть человеческой личности двояка и включает материальность (аджива) и духовность (джива). Связующее звено между ними – карма, рассматриваемая в качестве тонкой материи, образующей тело кармы, и дающая душе возможность соединиться с грубой материей. Слияние неживой материи и души через кармические узы, вызывает возникновение индивида, а карма постоянно сопровождает его душу в бесконечной цепочке перерождений.

Джайнисты уверены, что человек посредством собственной духовной сути способен контролировать материальную суть и управлять ей. Только он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что он встречает в жизни. Бог – это только душа, которая когда-то пребывала в материальном теле и освободилась из оков кармы и цепи перерождений.

Постепенно в джайнизме выделилось два направления, отличающиеся пониманием аскезы.

Определение 2

Аскеза – это методика достижения духовных целей посредством упражнений в самодисциплине, самоограничении и самоотвержении.

Ортодоксы отстаивали дигамбару, сторонники более умеренного подхода проповедовали шветамбару. Влияние джайнизма постепенно падало, несмотря на то, что он и сегодня сохранился в Индии.

Еще одна важная характеристика учения джайны – предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения.

Выделяют пять основных принципов этики – обетов, которые обязательны к выполнению джайнами. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от статуса джайна – монах он или мирянин. Основные обеты:

  • ахимса – не причинение вреда живому;
  • сатья – искренность и благочестивость;
  • астейя – не красть;
  • брахмачарья – не прелюбодействовать;
  • апариграха – не стяжать.

Основные положения джайнизма

Основные положения джайнизма:

  • У всего живого, у каждой вещи, есть душа;
  • любая душа – священна и имеет бесконечное врожденное знание, восприятие, силу и счастье;
  • ко всему живому необходимо относиться, как к себе;
  • любая душа несет ответственность за собственную жизнь;
  • при освобождении души от кармы, она приобретает свободу и божественное сознание, восприятие, счастье и бесконечное знание;
  • совершенные воззрение, знание и поведение прокладывают путь к идеалу.

В джайнизме отсутствует понятие высшего божественного создателя, спасителя или разрушителя. Вселенная саморегулируется и любая душа способна достичь божественное сознание – сиддха, благодаря собственным усилиям.

Основная молитва в джайнизме – мантра Навокар. Ее можно петь в любой момент на протяжении дня. Практикуя эту мантру, человек демонстрирует уважение освободившимся душам, духовным учителям и всем монахам. При обращении к ним, джаны получают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. Эта главная молитва – простой показатель глубокого уважения к более духовной развитым. Также мантра напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели – нирване и мокше.

Осознание души, а не тела, выступает в качестве совершенного воззрения, условия совершенного знания и базой совершенного поведения. Оно приводит к состоянию полной отрешенности от земного мира, то есть, вызывает непредвзятость, ненасилие, что характеризуется состраданием и прощением в мыслях, словах и действиях относительно других существ, а также к уважительному отношению к взглядам других людей.

В джайнизме особенно подчеркивается важность контроля чувств, в связи с тем, что привязанность к земному и зависимость от материального мира, боязнь утрат могут отстранить человека от настоящей природы его души и завести в темный туннель невежества, насилия и ненависти.

Цель джайнизма – освободить душу от негативных эффектов, которые вызываются неправильными действиями, мыслями и речами. Эту цель можно достичь посредством очищения кармы, если пользоваться тремя драгоценностями джайнизма.

Основные божества в джайнизме – джины, ариханты и тиртханкары, которые смогли побороть внутренние страсти и получили божественное сознание. В джайнизме признается существование якши и якшини.

Якши и якшини – это божества, также называемые «вьянтара», то есть «блуждающие», они имеют некоторые сверхъестественные силы, в том числе способность к изменению размера и формы. По одной из джайнистских легенд, царь богов Индра велел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров, из-за чего они и окружают каждого джина во время его жизни на земле. Такая вера отражена в джайнском искусстве: изображения вьянтара располагаются в каждом из храмов или неподалеку от статуй джинов. Они обязательно изображаются парно: якша (мужское божество) – справа от тиртханкары, а якшиня (женское божество) – слева. Даже несмотря на наделение их высшими силами, якши и якшини тоже живут в круговороте рождений и смертей, как и обыкновенные души. В ранние времена джайнской истории они рассматривались в качестве слуг джинов, но постепенно люди начали им поклоняться.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис