Сведения о жизни философа
Левкипп – древнегреческий философ первой половины пятого века до нашей эры, известный как учитель Демокрита и первый мыслитель, предложивший атомистическую картину мира. При этом достоверных сведений о жизни Левкиппа практически нет, не сохранились до настоящего времени и его научные труды. Неясным остается даже вопрос о месте рождения Левкиппа, в качестве основных вариантов, как правило, называют Абдер или Милет, а Диоген Лаэртский называл в качестве такового Элею.
Наиболее вероятно, что местом рождения Левкиппа был все же Милет. По ряду свидетельств, Левкип являлся приверженцем рабовладельческой демократии и был вынужден покинуть город, после переворота, организованного аристократией и установления автократической формы правления. После этого Левкипп направляется в Элею, где становится учеником целого ряда известных философов:
- Парменида,
- Ксенофана,
- Зенона Элейского.
После длительного пребывания в Элеи Левкипп перебирается в Абдеры, где сам становится учителем для Демокрите, и возможно, Протагора. Интересным является тот факт, что поздний последователь атомистической школы Эпикур, перечисляя предшественников, не упоминает имя Левкиппа, более того, он выдвигает предположение, что такого философа никогда не существовало. Данное предположение создало в истории философии особую «проблему Левкиппа» привлекавшую к себе внимание исследователей на протяжении веков. Так в конце девятнадцатого века германский филолог Э. Роде выдвинул предположение, что Левкипп это вымышленный персонаж, созданный Демокритом в качестве собственного протагониста в собственных произведениях. Также выдвигалась версия о том, что имя Левкипп в действительности псевдоним ранних философских трудов Демокрита.
Однако тщательные изыскания философов немецких философ Дильса и Зеллера, а также советского историка Маковельского поставили окончательную точку в данной проблеме. Исходя из свидетельств как Диогена, так и Аристотеля, который много внимания уделял изучения атомистической теории Левкипп является вполне исторической личностью, что, впрочем, не отменяет того факта, что сведений как о нем, так и о его философском учении крайне мало.
Вклад Левкипаа в формирование атомистического взгляда на мир и развитие материалистической философии был увековечен через присвоение его имени кратеру на обратной стороне Луны, а также малой планете 5950 Leukippos.
Философские воззрения Левкиппа
Философских трудов которые бы сохранили само учение Левкиппа до настоящего времени не сохранилось. Ряд исследователей предполагает, что философия Левкиппа была преимущественно устной, а его взгляды уже позднее были зафиксированы Демокритом в письменном виде. Вместе с тем через сочинения других философов до современности дошли несколько мыслей, а также названия двух трудов, которые сейчас приписывают Левкиппу, а именно:
- «Великий диакосмос»,
- «Об разуме».
Предполагается, что одновременно с Зеноном, Анаксагором и Эмпедоклом им была предложена идея о разделенности всего сущего на великое множество элементов. Разделяя идею Парменида о неизменяемости и бесконечности сущего, Левкипп впервые в истории философии озвучивает мысль о наличии не-сущего, т.е. пустоты. При это он подчеркивает равенство и обоюдную значимость как сущего, т.е. атомов, так и не-сущего или пустоты, для существования того облика мира и порядка вещей который человек может наблюдать вокруг себя. Именно благодаря мысли о существовании пустоты Левкиппу удается объяснить феномен движения в сущем, разделенном на множество отдельных элементов.
Сами атомы представляются Левкиппом как мельчайшие, неизменные, вечные и неделимые частицы сущего, число которых бесконечно. Однако будучи однородными атомы различны меж собой, они отличаются по форме, протяженности, массе и своим свойствам, которые во многом определяются характером пустоты, окружающей их. Движение является внутренним свойством атомов и не нуждается в каких-либо внешних воздействиях или силах для своего осуществления.
Исходя из воззрений Левкиппа мир возник благодаря движению атомов в пустоте. Сталкиваясь между собой и притягиваясь атомы стали образовывать вихри, каждый из которых стал собственным, отдельным миром. Каждый вихрь по мнению философа получил некую оболочку, которая не позволяла атомам покинуть ее. Внутри вихря атомы стали распределяться исходя из принципа подобное к подобному. Из больших и тяжелых атомов возникла плоская земля, из легких воздушные пространства, а некоторые атомы из-за высокой скорости воспламенились и образовали звезды и иные небесные светила.
Развитие идей Левкиппа в трудах Демокрита
Левкипп только заложил основы атомистической концепции мироздания, в то время как его ученик Демокрит довел ее до законченного вида. В настоящее время сложно проследить эволюцию философских взглядов от учения Левкиппа к Демокриту, так как информации о взглядах первого практически не сохранилось. Даже в большинстве античных источников оба философа упоминаются одновременно: «Левкип и Демокрит говорят …».
Восприняв основные идеи Левкиппа на строение мира Демокрит абсолютизировал их распространив на все существующие и наблюдаемые явления, в том числе на человеческую психику и на богов. С точки зрения Демокрита вся душевная жизнь человека протекает в следствии движения атомов души, и происходит не хаотично, а подчинена строгим законам. Атомы души в свою очередь распределены по всей природе, но особо сконцентрированы в теле человека.
Поскольку душа материальна, то она погибает, распадается вместе с телом, и по сути сама служит причиной гибели человека – когда тот теряет слишком много атомов души продолжение жизни становится невозможным. Поскольку все процессы в мире определяются движением и взаимодействием атомов Демокрит выступал последовательным детерминистом отрицая само существование случайности. Согласно его точки зрения то, что человек принимает за случай, в действительности является следствием действия неизвестных ему законов природы.