Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Коэволюционная теория развития общества и природы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Коэволюционная теория развития общества и природы
Коэволюционная теория развития общества и природы

Понятие коэволюции

Определение 1

Коэволюция – это понятие, подразумевающее совместимость, согласованность, оно используется в философии и биологии в двух основных смыслах:

  • в качестве совокупной, взаимно адаптивной изменчивости частей в рамках любой биосистемы. Например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистеме типа «паразит-хозяин».
  • как процесс совместного развития биосферы и человечества.

Концепция коэволюции природы и общества, впервые была сформулирована Н.В. Тимофеевым-Ресовским, и должна была определять оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы. При этом необходимо избегать две крайности: стремление к тотальному господству человека над природой. В соответствии с принципом коэволюции, человечество, для обеспечения своего будущего, должно не только изменить биосферу, в процессе приспособления ее к своим потребностям, но и претерпевать собственные изменения, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Чтобы реализовать обозначенный процесс человечеству необходимо соблюдать, в первую очередь, экологический и нравственный императивы. Первое требование – запретить те виды деятельности людей, которые вызывают изменения в биосфере, несовместимые с самим существованием людей.

Коэволюционное развитие природы и общества

В современно литературе освещено несколько подходов к периодизации взаимодействия природы и общества, основанных на различных аспектах. Общим выступает подход, основой которого является характер взаимодействия и особенности формирующейся при этом социоприродной сферы, а также факторов ее развития и функционирования. В соответствии с данным подходом, вся история взаимодействия человека и природы разделено на три периода:

  • Биогенный – собирательство – основано на сборе и присвоении людьми готовых продуктов природы. Данный этап начался 15-25 тыс. лет назад. Экологическая ниша человека начала расширяться после формирования земледелия и скотоводства. Этими революционными изменениями был завершен первый период развития людей: началось активное вмешательство в био- и геохимические процессы. Начали создавать агроценозы, использовать возобновляемые и невозобновляемые источники энергии и пр.
  • Техногенный период начался после неолитической революции, техногенной по характеру ее преобразований. Техника и труд человека стали ведущими факторами на данном этапе. Первый этап данного периода начался 10 тыс. лет назад и назывался аграрным, так как основная роль в нем была отведена сельскохозяйственному труду и соответствующим орудиям труда. При этом существенно возрос ущерб, наносимый природной среде со стороны человека. Начались полевые и лесные пожары, засоление почв и эрозия орошаемых земель. Второй этап начался 400 лет назад, когда возникло промышленное производство, начался индустриальный этап техногенного периода. Промышленность стала определяющим фактором также для социально-экологического развития. Данному этапу характерно широкомасштабное создание искусственных веществ и предметов, которые природа сама по себе сформировать не может. В огромном количестве шло накопление производственных и бытовых отходов.
  • Ноосферный – предполагает прекращение бесконтрольного потребления природных ресурсов и загрязнение Земли. Ноосферное развитие основано на четком понимании того, что человек – это часть природы и обязан подчиняться ее законам. Если не следить за сохранностью окружающей среды, человеческий род может прерваться. Ноосферное развитие видит центром внимания человека, у которого есть право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой и сейчас, и в будущем.

Коэволюцией общества и природы подразумевается их совместная, взаимосвязанная эволюция. Эволюция природы протекает значительно медленнее по сравнению с социальной или научно-технической эволюцией в обществе. В связи с этим природа успевает адаптироваться к антропогенному воздействию. Обществу необходимо ввести сознательные ограничения на воздействие на природную среду, для сохранения возможности дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие природы и общества, которое и обеспечивает коэволюцию, называют устойчивым.

Замечание 1

Чтобы на практике реализовать принцип коэволюции, человечество должно соблюдать два императива – экологический и нравственный.

Экологический императив – это категорические повеления морального отношения людей к природной среде. Принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на Земле. Такие повеления основаны на обращенности в будущее и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. В связи с этим императив состоит из совокупности запретов на те типы деятельности людей, особенно производственной, которые могут вызвать необратимые изменения в биосфере, несовместимые с существованием на Земле людей.

Соблюдение данных требований академик Н.Н. Моисеев – автор экологического императива – считает обязательным не только для тех, чья деятельность непосредственно хозяйственного характера, но и для политиков, от которых и зависят способы разрешения массы проблем экологии, а также для каждого человека. Главными положениями экологического императива считают:

  • Природа, как живая, так и неживая, - имеет ценность сама по себе, признается субъектом, который имеет право на существование и процветание, независимо от ее полезности, бесполезности или вредности для людей.
  • Этические нормы и правила распространены на взаимодействие человека с природой, которое основывается на их равноценности и равноправии.
  • Разумность и культура накладывают ряд обязанностей на человека относительно природы.
  • Природоохранная деятельность в первую очередь определяется необходимостью сохранения природы ради самой природы.

Нравственный императив предполагает необходимость изменений в мировоззрении людей, поворот к общечеловеческим ценностям и принципам, в первую очередь к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающего отношения к природе. Нравственный императив выдвигает требование переоценить традиционные потребительские идеалы, переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям с природой.

comments powered by HyperComments