Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники

Философское исчисление

Лейбниц – это исключительно эрудированный человек, прославившийся работами по философии и трудами во многих других научных областях. Наибольшее влияние на его философские взгляды были оказаны Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Н. Мальбраншем, П. Бейлем и др. Взяв у них все самое ценное, Лейбниц мог вести активную полемику со всеми упомянутыми выше мыслителями. Лейбниц проявлял большой интерес к античной и средневековой философии, что было не типично для философии Нового времени.

На протяжении всей философской деятельности, особенно с конца 1670-х годов, Лейбниц стремился к осуществлению алгебраизации всего человеческого знания через построение универсального «философского исчисления», которое позволяет решить наиболее сложные проблемы через простые арифметические операции.

Помощь со студенческой работой на тему
Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники

Когда возникали споры, философы могли просто взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу «давайте посчитаем!». Философское исчисление должно помочь формализовать уже имеющиеся знания, в этом Лейбниц уделял особое внимание математизации силлогистики, также это должно способствовать открытию новых истин, а также в определении степени вероятности эмпирических гипотез. Базис философского исчисления – это «искусство характеристики», то есть отыскание символов, которые Лейбниц видел числами и иероглифами, соответствующими сущностям вещей, которые могут заменить их в познании.

Система предустановленной гармонии

Определение 1

Монады – это простые духовные единицы, которыми объясняется возникновение материальных явлений.

Лейбниц, доказывая, что мир является целостной системой, утверждал, что монады не способны взаимодействовать друг с другом, не могут на это влиять. То есть каждая монада – замкнутый в самой себе мир. По мнению Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее , связующим звеном между субстанциями выступает высшая монада – Бог, который устанавливает совершенный миропорядок, когда огромное количество субстанций согласуются между собой наилучшим образом. Такое согласование – это гармония, гармоничные отношения между сущностями, которую Лейбниц назвал системой предустановленной гармонии.

Чтобы объяснить свою позицию, Лейбниц привел популярный пример с двумя маятниковыми часами, которые могут абсолютно синхронно работать в трех следующих ситуациях:

  • согласование их таким образом, чтобы они качались синхронно;
  • поручение кому-либо поддержания их синхронности;
  • создание такой саморегулирующейся системы, чтобы они могли действовать согласованно в соответствии с их природой – данный способ более доступен Богу.

Иными словами, Бог создал лучший мир, из всех возможных в котором все постоянно движется и развивается. Монадами образуется непрерывный совершенный восходящий поток, обеспечивающийся законами мировой гармонии. Он существует изначально, так как одна сущность не может происходить из другой, а огромное количество монад существует с самого начала существования времен.

Лейбниц в гармоничном миропорядке отводил человеку особенное место – человеческое бытие располагается между жизнью животных и жизнью гениев. Человеческая индивидуальность развивается начиная бессознательной жизнью, доходит до сознательной жизни, до отчетливого познания идеи мировой гармонии. Это он называл духом, становление которого протекает при развитии души человека: от низшей физической жизни к высшей духовной. По Лейбницу, духи были отображением самого Божества, то есть самого Творца природы, и могут познать систему Вселенной и подражать ей творческими попытками, так как любо дух в своей области является малым божеством. Совокупность духов должна быть Градом Божьим – нравственным миров в естественном мире. Истинная слава и величие Бога заключается именно в познании его духами.

Философское произведение Лейбница «Теодицеи» давало ответы на массу мировоззренческих вопросов: касательно Бога, отношении к нему человека, сотворения веры и разума, свободы воли и необходимости, добра и происхождения зла, а также других нравственных проблем.

В частности, Лейбниц в своей работе стремился к преодолению противоречия: с одной стороны, Бог сотворил лучший из миров, а с другой – в мире существует зло. Лейбниц, при рассмотрении добра и зла, подчеркивал, что мир людей – гармоничен и совершенен, но также в нем есть и ограниченное бытие, заложенное в сути монады как ограниченной силы. Любой предел – это принцип несовершенства и основание для объяснения существования зла. Так как он заключается в сущности вещей, то является неким метафизическим принципом, который Лейбниц называл «метафизическое зло», из которого следовало зло действительное, которое может быть как физическим, так и моральным.

Лейбниц рассматривал зло в качестве недостатка добра, а не его противоположности. Также как болезнь, например, - это недостаток здоровья, а не его отсутствие вообще. Если рассматривать различие добра и зла, то добро – это большее совершенство, а зло – меньшее, и оно не противопоставляется, а просто полностью подчиняется добру. Совершенство мира представлено гармонией всех вещей, и если бы зло отсутствовало, что мир был бы утопическим, поэтому зло служит добру, так как способствует совершенству мира.

В своих работах Лейбниц уделал много внимания вопросу человеческого счастья, связывая его с вопросами добра и зла. Он считал, что человек всегда хочет радости, стремится достичь счастья. С одной стороны, это и является высшим инстинктом, влечением человека, а с другой стороны – ему нужно придать разумный, благородный характер. Это может быть осуществлено в той ситуации, когда человек не просто творит добро, а поднимается до его отчетливого познания и понимания.

Иными словами, философ связывал состояние счастья со стремление человека достичь ясное и отчетливое мышление. Однако счастье не может быть эгоистичным, преодолеть эгоизм можно стремлением к общей пользе. Он считал, что никто не может быть счастливым, когда окружающие не испытывают счастью, а счастье индивида – это результат счастья всех. В этом предположении Лейбниц опирался на веру в могущество человека и его разума, и пришел к выводу о том, что достичь состояния совершенного общества возможно.