Сущность понятия «ценность»
В повседневной жизни мы часто используем выражения «социальная ценность», «приоритет», «ценное для человека», «драгоценное открытие», «честь», «моральные и эстетические ценности», которые устанавливают свойство, общее для разнородных объектов – быть чем-то, что может вызывать совершенно разные чувства у разных людей (слоев, групп, классов).
Однако определения обычным сознанием положительного или отрицательного значения материальных объектов, юридических или моральных требований, эстетических наклонностей, интересов, потребностей явно недостаточно. Если стремиться познать природу, суть этого значения, то необходимо определить понятие и значение общечеловеческих, социальных и классовых ценностей.
«Присвоение» ценности объектам как таковым по их полезности не позволяет понять механизм функционирования ценностного измерения системы «человек – окружающий мир», как и то, почему определенные социальные установки погибают и заменяются другими. Следует отметить наличие общих ценностей, выступающих в качестве определенных регулирующих принципов поведения и деятельности человека.
Ценности выражают прежде всего социально-историческое отношение к значению всего того, что так или иначе входит в сферу действенно-практических связей «человек – окружающий мир». Следует подчеркнуть, что социальные и личные потребности, интересы и цели являются не только отражением эволюции социальной жизни людей, но также внутренними, эмоциональными и психологическими мотивами этих изменений. Духовные материальные и социальные потребности образуют естественно-историческую основу, на которой возникает ценностное отношение человека к объективной реальности, ее деятельности и ее результатам.
Миру ценностей свойственен определенный иерархический порядок: разные типы ценностей взаимосвязаны и взаимозависимы.
Классификация ценностей
Ценности настолько разнообразны, что их полное описание невозможно. Существует бесконечное множество оснований для классификации ценностей. Однако, любая классификация ценностей сама по себе не может полностью охватить их, но она дает представление об общей структуре ценностей жизни в обществе.
Материальные и духовные ценности различаются по форме проявления.
К материальным ценностям относятся:
- различные вещи, необходимые для выживания (еда, вода, одежда, укрытие),
- не менее важные для человека инструменты (от скребка для камней до компьютера).
При этом не все материальные ценности удовлетворяют только основные потребности. Некоторые из них имеют символическое значение (дорогая одежда, снаряжение) и не являются абсолютно необходимыми для жизни, они выступают в качестве как показателя высокого социального статуса человека.
Духовные ценности нематериальны и выступают как комбинированный продукт разума, убеждений и чувств.
Духовные ценности:
- знание и истина,
- творчество и красота,
- справедливость и добро,
- милосердие и святость и т.д. Эти ценности являются духовной культурой человечества. По объекту ценности различают:
- общечеловеческие,
- личностные ценности.
Человеческие ценности присущи каждому человеку, независимо от особенностей культурной и социальной среды, в которой он вырос. Например, Абрахам Маслоу на основании своих наблюдений приписывал к ним добро, истину, совершенство, красоту, целостность, порядок, справедливость, богатство, самодостаточность, азартные игры и т.д.
В конституциях многих стран жизнь, свобода и собственность интерпретируются как универсальные ценности. Именно на них основаны «священные и неотъемлемые» права человека. Человеческие ценности универсальны, так как они признаются везде, независимо от культурных и региональных традиций, хотя конкретные интерпретации этих ценностей в разных культурах могут различаться (например, идеалы красоты меняются время от времени и от культуры к культуре, но идея красоты всегда и везде остается в числе важнейших ценностей).
Личностные ценности индивидуальны и неповторимы. Они определяются личными интересами и широко варьируются в зависимости от широкого спектра личных желаний и предпочтений: кто-то считает ценными спорт, политику, музыку, кто-то – предметы коллекционирования, кто-то – материальные блага.
Между личными и общечеловеческими ценностями существует широкий спектр групповых ценностей – национальных, внутрисемейных, корпоративных, конфессиональных и т.д.
По отношению к целям различают инструментальные и терминальные ценности.
Терминальные (от лат. Terminalis - конечный) относятся к ценностям, имеющим ценность сами по себе, к которым человек стремится на протяжении жизни. Психолог Рокич М. считал терминальными ценностями – мудрость жизни, равенство, внутреннюю гармонию, чувство собственного достоинства, комфортную жизнь, безопасность, уважение, признание, полную любовь, надежную семью, дружбу, счастье, свободу, удовольствие, спасение души, вдохновение, красоту, мир. В философской мысли счастье, выгода и удовольствие чаще всего называют терминальными ценностями.
Инструментальным ценностями выступают те, что используются для достижения цели. Они ценны как инструменты, средства достижения цели. Инструментальными ценностями принято называть различные черты и качества человека, способствующие конечному успеху его бизнеса. Согласно Рокичу, эта категория включает в себя ум, последовательность, честность, остроумие, вежливость, независимость, смелость, ответственность и т.д. Любая ценность может считаться инструментальной, если она не является конечной.
Ценность играет важную роль, если можно ответить на вопрос: зачем она человеку. Например, образование – инструментальная ценность, потому что необходимо получить профессию. Работа также играет важную роль: вы должны зарабатывать на жизнь. Деньги необходимы для поддержания высокого качества жизни, а качественная жизнь – это путь к счастью и эту категорию следует признать конечной.