Лакан Жак Мари Эмиль ($1901 – 1981$) французский философ, структуралист, влиятельнейший представитель психоанализа.
Выдающиеся труды:
- «Функция и поле речи языка в психоанализе»
- «Тексты»
- «Семинары Жака Лакана»
Особенности структурного психоанализа
Лакан провел много исследований по формированию образа французского психоанализа, выявляя его характерные особенности и специфику среди прочих подходов в психоанализе. К основной заслуге Лакана относится структуралистская ревизия психоанализа Фрейда.
Она делится на три стадии:
-
Стадия предструктурализма $30-40$-е годы $20$ века, под влиянием диалектики Г. Гегеля, А. Кожева, и влиянием художников-сюрреалистов.
-
Стадия структурализма $50-60$-е годы $20$ века, переосмысление взглядов с точки зрения фрейдизма философии К. Леви-Строса и лингвистики Ф. де Соссюра, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона.
-
Стадия постструктурализма $60-70$-е годы $20$ века, делая акцент на моменты, не поддающиеся символизации.
Свой путь в психоанализе Лакан начал с критики устаревшего и некомпетентного метода в психиатрии. Проблему он усматривал в неверном толковании идей фрейдизма. Таким образом, целью Лакана было буквально вернуться к Фрейду. С точки зрения Фрейда по проблеме личности, это утрата сознанием универсальности, потеря прозрачности себя.
Отталкиваясь от данной концепции, Лакан обосновывает возможность исследования и лечения заболеваний психики при помощи диагностики речевых дисфункций. Данный подход в русле структурализма поясняет нестандартность концепции Лакана. Лакан выступал серьезным оппонентом естественнонаучного психологического подхода, где человек понимался как объект, идентичный остальным объектам в мире, подвергающийся изучению.
Субъект как субъект – вот что находится в основе идеи Лакана. Он стремился сделать область психоанализа максимально ясной для понимания, которая со времен Фрейда накопила массу неопределенностей и противоречий.
Само творчество Лакана и его исследования внесли огромную роль в развитие философии, социологии, культурологии, кино и искусствоведения.
Базой учения Лакана выступала схема:
«воображаемое» - «символическое» - «реальное».
Схема представлялась математической моделью «Колец Борромео», особенностью которых было то, что разъединение одного из колец вело к распаду всей модели.
Воображаемое – определяло действие человека, от которого субъект желает получить психологическую защиту, вследствие чего он формирует иллюзию образа своего «Я». Первая стадия формирования данного образа – стадия зеркала. Это начальный этап самоидентификации ребенка в возрасте 6-18 месяцев, в процессе узнавания себя в зеркале, интегрируя свой образ в воображаемом.
Символическое – представляет другого человека самого по себе.
Реальное – восприятие субъектом событий, относящихся к его реальности.
Выработанные понятия дают возможность субъекту непрерывно производить синтез прошлого и настоящего. На границах данных понятий структурируются, появляются фундаментальные чувства человека:
- Воображаемое+реальное = ненависть
- Реальное+символическое = невежество
- Воображаемое+символическое = любовь
Таким образом, исходя из своей теории, Лакан полагает эти термины в качестве основы Бытия человека. Символическое проявляет себя в бессознательных феноменах, в процессе влияния речи на субъект. Речь вместе с этим интерпретирует то, что до конца не интерпретируется, но вызывает эту интерпретацию. Это поясняет интерес Лакана как к лингвистике, так и к проблематике знака и означивания.
Желая рационально изучить бессознательное, Лакан прибегает к исследованию роли символа и языка. Функция речи, в понимании Лакана, становится универсальным источником креативности, поскольку принадлежит другому человеку, обладающему своей собственной уникальной и своеобразной субъективной реальностью. Благодаря языку, речи, лингвистике люди, как считал Лакан, могут узнавать других и быть узнанными сами.
Таким образом, Лакан устанавливает примат языка в бессознательном. Это отражается в его постулате:
«бессознательное организовано как язык».