Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек как предмет структуралистской антропологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Человек как предмет структуралистской антропологии

Общая характеристика

Структурализм – это течение в европейской интеллектуальной традиции, преимущественно во Франции, которое появляется в $60$-ее гг. $ХХ$ века. Структурализм возник на стыке позитивизма, психоанализа, литературоведения, этнографии и социологии.

Замечание 1

Ключевой установкой является исследовательская практика, устремленная на анализ структурных элементов всякой вещи и всякого явления. Приоритетным считается изучение формы и отношений между элементами, структурами вещи/явления.

Предметом исследования структурализма является проблематика социального, гуманитарного, антропологического знания. Среди философов-структуралистов, разрабатывающих антропологические идеи, мы остановимся на творчестве К. Леви-Стросса По данной теме мы уже выполнили эссе Эссе по "Логике смысла" Ж. Делеза подробнее , М. Фуко и Ж. Лакана.

Помощь со студенческой работой на тему
Человек как предмет структуралистской антропологии

Структурная антропология К. Леви-Стросса

Когда речь заходит об антропологии структурализма первой мыслью является обращение к философско-культурологическому творчеству Леви-Стросса. Мыслитель является автором книги «Структурная антропология». Это его сочинение не посвящено в полной мере вопросу природы человека. В нем мыслитель с точки зрения структурализма осмысливает человеческое мировоззрение эпохи первобытного общества.

Концепция Леви-Стросса покоится на идеях психоанализа. Так он использует разграничение бессознательного и подсознательного, понятие «коллективное бессознательное». Леви-Стросс исследует в первую очередь язык и его структуры. Также предметом его изучения является структура и природа мифа.

Изучая мифологию, обычаи и нравы различных народов, Леви-Стросс смог установить глубинную связь между ними. Он стоит на позиции, что первобытная система кровного родства с течением времени заменяется социальными отношения, сохраняя сам принцип. Цель структурной антропологии в выявлении бессознательного единства разума людей.

Антропология Мишеля Фуко

Антропологию М. Фуко связывают с идеей «смерти человека» и критикой гуманизма. Вместе с этим ряд исследователей считает, что Фуко «перечеркивает» антропологию. Но все же утверждение «смерти человека» скорее всего имеет ввиду отрицание гуманизма и его идеалов.

Понимание человека Мишеля Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат "Археология знания" Мишель Фуко подробнее схоже с аристотелевским. Вместе они характеризуют его как существо общественное и политическое. Антропология Фуко – это политическая антропология, которая занята не придумыванием новых форм общественного устройства, но осмыслением имеющегося состояния общества.

По мнению Фуко, порядок власти остается неизменным на протяжении веков, тем самым определяя человеческое мышление, мировоззрение, оценки и чувства. Все это проявляется в науке, культуре и искусстве. Власть анонимна, она проявляется в единичных суждениях людей, рассеяна в отношениях между людьми в обществе.

Человек, по мнению Фуко, марионетка в руках власти. Она формирует его посредством общественных институтов (университет, больница, тюрьма и т.д.). Душа, внутренняя жизнь человека также является проявление господства над телом. Природа человека также во многом определяется его взаимоотношениями с Другим.

Кроме того, Фуко разрабатывает «герменевтику субъекта», обращаясь к анализу античного концепта «заботы о себе».

Структуралистский психоанализ Ж. Лакана

Замечание 2

Ж. Лакан, французский психоаналитик $XX$ века, выступал с призывом «назад к Фрейду». При этом структуралистский психоанализ Лакана является творческим переосмыслением фрейдовского наследия. Лакан смещает психоанализ к исследованию языковых структур.

Человеческую психику Лакан рассматривает как совокупность трех элементов: реального, воображаемого и символического.

  1. Реальное – это «вещь-в-себе», нечто не поддающееся определению, всегда ускользающее от взора исследователя.
  2. Воображаемое – персональное представление каждого человека о мире и о себе в структуре этого мира.
  3. Символическое – область символов, которыми обладает как человек, так и общество в целом.

Кроме того, Лакан говорит о «стадии зеркала» и об отчуждении человека от своей подлинной сущности.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис