Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек как субъект социального управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Человек как субъект социального управления
Человек как субъект социального управления

Понятие социального управления

Определение 1

Социальное управление – это тип управления, процесс влияния на общество, социальную группу, отдельных индивидов с целью упорядочить их деятельность, повысить уровень организованности социальной системы.

К общим чертам социального управления относят:

  • существование там, где отмечена совместная деятельность человека с общностью людей;
  • обеспечение упорядоченного воздействия на участников совместной деятельности;
  • направленность на достижение определенной цели управления;
  • наличие субъекта и объекта управления;
  • субъект управления наделен неким властным ресурсом;
  • объект управления – подвластный субъект, сознательно-волевое поведение которого должно меняться в соответствии с указаниями субъекта;
  • реализация в рамках определенного механизма.

Помощь со студенческой работой на тему
Человек как субъект социального управления

Выделяют несколько видов социального управления: государственное, местное или муниципальное, общественное.

Замечание 1

Элементами социального управления выступают: субъект и объект управления, управленческие связи – прямые и обратные.

Субъект управления может быть как индивидуальный, так и коллективный.

Выделяют такие объекты управления, как: человек, коллектив, государство.

Человек как субъект социального управления

Определение 2

Субъект управления – член или участник социальной группы. Человек может быть субъектом управления, являясь членом социальной группы и принимая участие в управлении этой группой.

Определение 3

Социальная группа – это общность людей, которые объединены общими связями и интересами.

К числу таких типичных групп относят семью или круг родственников, работников одной организации или участников общего дела, общества, клубы по интересам, фонды, политические партии, единоверцев одной религиозной конфессии, население поселка, города, региона, выходцев из одной среды и пр. Часто к социальным группам причисляют сословия и классы, которые выделяются на основании имущественного признака и отношения к производственным средствам.

Активного члена (участника) социальной группы можно причислить к числу объектов управления группой в той мере, в которой он может оказывать воздействие на ее функционирование, развитие и деятельности. Чем малочисленнее и плотнее группа, тем больше полномочий имеет член группы для реализации управленческих функций или отстаивания своих прав как члена группы.

Специфические возможности воздействия на людей отмечаются у известных актеров, певцов, спортсменов, политиков, которые пользуются популярностью и авторитетом.

Гражданин страны и член гражданского общества как субъект управления государством. Любой гражданин страны, являясь представителями своего народа, налогоплательщиками, избирателями могут считаться субъектом социального управления, что формально вытекает из конституции практически любого демократического государства.

Субъект управления – собственник. В рыночной экономике, когда развита частная собственность на средства производства, человек может превратиться в субъект управления другими людьми, являясь собственником, хозяином имущественных комплексов, организаций, в которых эти люди заняты, а также через влияние на людей, которые используют услуги различных организаций. Из-за того, что рабство в мире было ликвидировано, человек не может и не должен быть собственником других людей и управлять ими как собственностью. Однако он может управлять производственной деятельностью людей, которые используют принадлежащие собственнику производственные средства, и работают на предприятиях, которые принадлежат хозяину. Это типичная для предпринимательства ситуация, которая осуществляется частными предпринимателями, посредством рабочей силы.

При этом хозяин-собственник является президентом или председателем совета директоров компании, но не берет на себя полномочия субъекта управления. Часто оставаясь собственником, он передает полномочия текущего управления нанятым управляющим – директорам, топ-менеджерам, администраторам и т.п.

Субъекты управления – менеджеры в частных компаниях, предприниматели, миноритарные акционеры, работники аппарата управления негосударственной организации, учреждений.

Эта группа достаточно многочисленна, ее члены выполняют определенные, зачастую ограниченные управленческие функции в рамках своих полномочий, которые установлены рядом учредительных документов. Управленческими полномочиями обладают только руководители и их заместители, члены совета директоров, топ-менеджеры компаний и организации.

Субъекты управления – работники государственного и муниципального аппарата, законодательных, исполнительных, судебных органов власти. Данная группа очень значительная – это государственные служащие и чиновники, наделенные разнообразными управленческими полномочиями в зависимости от занимаемой должности и функций государственного органа власти, которые установлены законами, положением, уставами и прочими нормативными актами.

Особая группа субъектов управления – работники сферы услуг – учителя, воспитатели, врачи, деятели культуры и искусства, частично работники торговли, транспорта, области коммунального обслуживания. Обозначенные категории людей могут оказать и оказывают управляющее воздействие на своих клиентов, иногда и не задумываясь об этом. К управлению относят также только непосредственно управленческие услуги, такие как управленческое консультирование.

Разработана иерархия управленческих полномочий, сила, значение и масштабы которых существенно отличаются на разных уровнях в вертикали государственной власти. В связи с этим правомерно выделение в указанной группе лиц, которыми составлен высший эшелон государственного управления. Даже в странах с развитой демократической управленческой системой и традициями коллегиального принятия государственных решений, именно эти лица обладают реальным правом осуществления судьбоносных управляющих воздействий для страны и для народа.

Однако власть даже самого высокого субъекта управления не всесильная и не безграничная. Результат ее управляющего воздействия напрямую зависит от принимаемых управленческих решений, а также от восприятия и исполнения их многочисленными людьми, которые являются объектами управления.