Античная философия делится на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н. э. — 6 в. н. э.).
Первым философом, открывшим античную философию, был Фалес, завершает же её – Боэций (средневековая схоластика).
Возникновение философии как отдельной дисциплины, основанной на космоцентризме, делят на три периода:
-
Зарождение: $7—5$ вв. до н. э. (Ранняя классика, Натурфилософия)
-
Расцвет: $5—4$ вв. до н. э. (Классика, Сократ, сократики, платоники)
-
Закат: $4—1$ вв. до н. э. (Эллинистическая философия)
Первый этап тесно связано с расцветом так называемой натурфилософии. Начинается возникать понимание природы с философской точки зрения, в связи с отсутствием какого-либо другого источника знания. Таким образом, философия брала на себя эту функцию, обращаясь при этом чисто к философским вопросам о первосущности, первоисточнике этой природы, Бытия. Это попытки объяснения мира из него самого.
Этот период связан с философскими представлениями следующих мыслителей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – выходцы из первой милетской философской школы, Гераклит Эфесский, Пифагор, Парменид и Зенон из элейской школы, Демокрит, Эпикур из школы атомистов, софисты (древняя софистика $5$ в. до н.э.) – Протагор.
Расцветом античной философии обозначается период, в котором жили и философствовали Сократ, Платон, Аристотель. В $5$ веке до нашей эры центром философской полемики становятся Афины.
Одни из наиболее значимых фигур античной философии Сократ и Платон формируются в лоне афинской культуре.
Сократ переворачивает всё греческое понятие философии. Сократовские вопросы направлены на поиск мудрости и истины. Сократ уверяет, что его мудрость заключается в том, что он ничего не знает.
Сократовсктй приём – искусство задавать вопросы – майевтика. Это искусство правильной постановки вопроса.
Предшествующая классической философии софистика, в рамках своего мышления, была не в состоянии ответить на фундаментальные вопросы бытия: что есть добродетель, благо, знание, справедливость, человек. Таким образом, появляется необходимость найти некое новое теоретическое, философское основание для ответа на эти вопросы. Для современников и последующих представителей европейской культуры мысль Платона стала важным событием. Привычное для софистического смысла мировосприятие подвергается сомнению.
Платон изменяет существо самой мудрости и философии. Он переосмысляет вопросы о природе знания и человека, о сущности истины, о благе.
$4—3$ вв. до н. э. Аристотель, по своему философскому происхождению будет платоником, однако философию Платона он переосмыслит критически.
У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего. Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение.
Аристотель пытается определить понятия, лежащие в основании физики, исследуя предшествующую философию. Всю предыдущую философию он описывает относительно вопроса о началах и причинах.
Период заката так же принято называть эллинизмом. Для него характерно падение рабовладельческого общества, демократии и распад Греции.
С $3$ в. главную роль играет платонизм, который растворяется в аристотелизме и стоицизме.
Философ в эпоху эллинизма должен был выбрать школу и принять ее догматы, которые считались непоколебимыми. На тот период философия считалась образом жизни, способом бытия человека в мире. Подобный образ жизни мог быть достигнут с помощью упражнений мысли и воли.
Основными философскими направлениями в этот момент выступают: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
Основой скептицизма было воздержание от суждений. Последователи этой школы исходили из позиций непознаваемости истины. Люди познают истину лишь в конвенциональном смысле. Самым правильным способом познания является сосредоточение на своем «Я». Философ должен стремиться к состоянию безмятежности.
Эпикуреизм зародился примерно в $307$ году до н.э. в Афинах и получил название по имени его основателя Эпикура $(342-271)$. Школа находилась в его саду. В связи с этим она именовалась «садом». Основанием эпикуреизма было учение об удовольствии. Удовольствие, по Эпикуру, носит рациональных характер. Это и есть основной постулат эпикуреизма. Представители данного течения уделяли внимание изучению логики и физики, которые ранее были подчинены этике.
В истории стоицизма выделяют три периода:
- Древняя стоя $3-2$ вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский $(336-264)$.
- Средняя стоя ($2-1$ вв. до н.э.) Представители: Панетий Родосский ($180-110$), Посидоний ($135-51$). Именно они перенесли стоицизм в Рим.
- Поздняя стоя или римский стоицизм.
Наиболее яркими фигурами стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий.
От Сенеки остались сочинения на латыни. Эпиктет, который был греческим рабом, не оставил после себя каких-либо письменных источников. Стоицизм можно назвать «религией» римской аристократии. Каким образом достичь счастья, и как оно соотносится с добродетелью? Эти вопросы стояли перед представителями стоицизма.