Материализм – философская концепция, основывающаяся на признании существования мира вне зависимости от сознания познающего субъекта.
Идеализм – течение в философии, противопоставляющее себя материализму, утверждает, что физические объекты не могут существовать независимо от сознания.
Проблематика идеи первоначала зародилась в античной Греции.
Вопрос о первоначале бытия волновал первых древнегреческих философом, зарождая основы диалектики. Но самих понятий «материализм» и «идеализм» как таковых не существовало. Их формирование возникает уже на зрелом этапе развития философской мысли.
Ранний этап философии - натурфилософия - понимании природы с философской точки зрения
Первый этап философии сопрягается с познанием природы. Его называет натурфилософией. Это изучение природы с точки зрения философии. Это связано с отутсвием иного источника знания. Поэтому философия берёт на себя эту функцию, но затрагивая вместе с этим исключительно философские вопросы: о первосущности, первоисточнике этой природы, Бытия. Это попытки объяснения мира из него самого.
Для Фалеса все в качестве одного и природы раскрывается как вода.
Свой вклад в развитие философии внёс Гераклит Эфесский. Единым основанием мира, по Гераклиту, выступал огонь. Этот мир никем не создан, он был и есть «вечноживой огонь».
Эмпедокл представлял природу в виде четырех начал: вода, огонь, земля, воздух. Эти начала существуют посредством двух сил: любви, которая соединяет, и ненависти, которая разъединяет. Данные силы, по мнению Эмпедокла, действуют одновременно. В единении сущее становится самим собой. Распадаясь, оно превращается в множество. Атомистическая школа Демокрита.
Атомизм Демокрита
В основе мира Демокрита лежали атомы и пустота. Атомос в переводе с древнегреческого - неделимое. Демогрит представлял атомы в качестве мельчайших неделимых частиц, непохожих друг на друга. Их число бесконечно. При взаимодействии они образуют уникальные вещи и тела. Их мы ощущаем при помощи чувств, атомы при помощи разума.
Такой подход Демокрита уязвим, потому что объяняет из чего создан этот мир и как он образуется, но не решает вопроса – почему именно так. Всё творится с акцентом на необходимость, но ничто не предопределено и поэтому случайно.Это проблема дуализма демокритовского подхода. Все есть бытие, но бытия нет.
Следовательно подход натурфилософии оказался несостоятельным, что вызвало его переосмысление в дальнейшем развитии философской мысли.
Идеализм Платона
Самое важное в учении Платона – это открытие мира идей.
Это учение раскрывается в его «Притче о пещере».
В ней наблюдается символизм, представляющий две парадигмы греческого понимания истины. Представленные в пещере люди находятся в полумраке, прикованные к стене и видят тени от огня, при этом, глядя на тени, они видят то, что видят, они понимают видимое как истинное.
Ситуация прикованного человека, смотрящего на стену, фиксирует парадигму доплатоновской, раннегреческой философии с её представлением об истине. Эта «кажимость» оказывается мерой бытия сущего. Человек, пребывающий в такой ситуации, в таком мире понимания истины, не может быть уверен, что он не обманывается и не заблуждается. То есть ему сложно распознать, где мнимое как мнимое, мир задает загадки и невозможно найти критерия.
В образах теней в «Притче о пещере» привязанные люди не видят то, что является условием их возникновения, в частности, света. Нельзя увидеть тень как тень, не имея понятия о данном явлении, поскольку видим мы не зрением, а умом. Начало теней как теней – это солнце и вещи, то есть начала не принадлежат самим теням, а лежат за их пределами. Таким образом, начало сущего лежит за пределами самого сущего.
Если бы у вещи не было бы идеи, то ее невозможно было бы увидеть. Однако если бы люди не имели способности видеть, не было бы и самих вещей. Это два необходимых, но недостаточных условия.
Третьим является свет. Его можно уподобить тому, что является благом. Солнце есть причина зрения, возможности видеть, но она не является зрением. То же самое касается познания. В области умопостигаемого мы имеем возможность познания, потому что есть благо. Благо есть совершенство, то есть красота. Благо являет себя как добротность.
Действительно, во всем учении Платона, ключевым учением становится идея «блага». Она понимается как высшая в иерархии идей, и эта идея выступает основанием всех метафизических вопросов.
На этом основании из платоновской философии в обиход культуры и философии вошло не только понятие идеи, но, так же, и понятие идеала. И в первую очередь Платон идеализирует познавательную деятельность человека. Его гносеология обращена на усмотрение перспективы движения к совершенству.