Исихазм является одним из самых значительных явлений духовно-мистической мысли византийской философии. Он объединяет в себе как разработку догматических тем, так и непосредственную аскетическую практику восточного монашества.
Исихазм в византийской теолого-философской среде
Появление исихазма в рамках христианской традиции мысли связывается с именем Григория Паламы в $XV$ веке.
Ключевой мыслью исихазма является утверждение, что существует путь к со-причастности с Богом, который открывается в проявляемых Им Энергиях своей непознаваемой природы. Этот путь богопознания связан с тишиной и уединением, не случайно само название духовно-мистического учения, которое происходит от слова молчание. Представитель школы исихазма занимается безмолвием и молитвой. Молитва – одно из средств познания Бога. Кроме того, его отличает аскетический образ жизни, стремление к морально-нравственному идеалу христианства.
Наибольшее развитие исихазм получил в афонских монастырях. Непосредственно практика исихазма охватывает три этапа:
- первоначально человек под руководством духовного отца занимается «духовным деланием», соблюдает заповеди, упражняется в молитве, занимается физическим трудом;
- мистическое созерцание – следующий этап, на котором человек обращается к поиску духовного смысла в текстах Библии, продолжает упражняться в молитве, соединяя это с практикой безмолвия;
- обожение – высшая ступень богопознания в рамках исихазма, которая понимается как сопричастность человека и Бога, что выражается в ощущении человеком присутствия в себе благодати, энергий Бога.
Исихазм в русской культуре и мысли
Исихазм в средневековой Руси развивался параллельно с византийским аналогом. На это во многом повлияли тесные контакты как церковные, так торговые и политические с византийским миром. Практически все русские монастыри строились по образцу афонских (одинаковый устав, правила общежития и т.п.).
Наиболее ранний этап духовно-мистических практик в Древней Руси связан с киево-печерским монашеством в основном ориентирующемся на аскетические традиции первых веков христианства (египетское и палестинское монашество).
Наибольшего расцвета исихазм достиг в $XIV-XV$ вв., что повлияло на расцвет монашества в средневековой Руси. К исихазму так или иначе относятся многие, впоследствии причисленные Церковью к лику святых, русские монахи. В этот период к основным, византийским источникам исихазма, добавляются южно-славянские (сербские и болгарские) источники. На традицию исихазма оказал влияние спор нестяжателей и иосифлян о природе монашеской жизни и статусе монастыря. После победы иосифлян и признания за монастырями владения землями и хозяйством, что в большей степени сделано их административно-экономическими единицами, концепция исихазма переживает относительный кризис.
Этап кризиса исихазма относится к $XVII$ в. Во второй половине $XVIII$ в. он заканчивается, что связывают с появлением перевода «Добротолюбия» Паисия Величковского. Также окончание кризиса ознаменовало собой появлением в Русской Церкви Тихона Задонского, старцев Оптиной пустыни, Серафима Саровского, Феофана Затворника.
В это время в своих богословских трудах Игнатий Брянчанинов переосмысливает в терминах понятных человеку $XIX$ века духовно-мистическое богатство христианского учения.
В этот период основным явлением, имеющим исихастскую природу, становится старчество. Институт старчества смог совместить в себе духовно-мистическую составляющую с практикой социального служения.
Исходя из этого, можно утверждать, что основным отличием русского исихазма является направленность (трансляция) его идеалов и ценностей в мир с помощью проповеди монашеского сообщества. Для исихазма в России в большей степени характерна практическая направленность. Характерно, что богословское учение Григория Паламы о Сущности и Энергиях Бога появилось в России достаточно поздно и то в рамках исследований ученых-византологов.