Фигура мыслителя
Климент Смолятич (ум. после $1164$ г.) явился вторым после Илариона, автора «Слова о законе и благодати, киевским митрополитом русского происхождения. Климент имел богословское образование, был монахом Зарубского монастыря на Днепре. К моменту назначения на митрополичье место Климент был известен в Киеве как высокоученый и ведущий строгую жизнь монах.
Назначение в $1147$ году Климента на киевскую кафедру стало закономерным ответом, с одной стороны, на сложившееся засилье греческих епископов в молодой русской церкви, с другой стороны, на смуту в византийской церковной иерархии того времени. В $1156$ году в результате борьбы за митрополичью кафедру Климент Смолятич был смещен.
«Послание Фоме»
До нас дошло единственное произведение мыслителя «Послание Фоме». Оно частично испорчено: перепутана логика повествования из-за нарушения последовательности дошедших фрагментов, также большая часть текста Климента дошла до нас в комментариях его переписчиков.
«Послание Фоме» Климента Смолятича указывает на то, что в русской мысли продолжают жить элементы первоначально воспринятой Русью византийской интеллектуальной культуры.
Источниками «Послания» являются труды византийских церковных мыслителей Григория Богослова и Феодорита Кирского.
Кроме чисто богословских вопросов «Послание» решает и политические вопросы, оно имеет прямую связь с борьбой вокруг митрополичьей кафедрой. В нем Климент отчасти обосновывает свое право на управление Русской Церковью и снимает с себя обвинения в славолюбии.
Теолого-философские идеи «Послания»
Ключевой вопрос, поставленный Климентом Смолятичем в «Послании», касается возможности расширенного толкования Библии. Мыслитель считает, что толкователь имеет право на понимание Священного Писания не только строго по букве, но и символически. Причем Климент отдает в большей степени предпочтение методику символического толкования. В этом он является продолжателем идей, содержащихся в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, в котором также речь ведется о преимуществе аллегорического метода толкования над буквальным.
Климент в некотором роде идет дальше митрополита Илариона, утверждая, что в толкованиях Библии можно опираться не только на богословие, но и на философию и не только на христианскую, а и на языческую, античную. Климент позиционирует себя как знатока древнегреческой философии (Платона, Аристотеля и др.) и литературы (Гомера и др.).
Касаясь историософии, Климент выделяет три этапа истории человечества, которые всецело основываются на книгах Библии:
- Завет – это дарование Богом обещания Аврааму о будущей благодати;
- Закон – этап, связанный с жизнью древних иудеев по «божественному закону», заповедям, открытым Моисею Богом;
- Благодать – это период, связанный с приходом в мир Иисуса Христа, дарованием Им «заповедей блаженств» и указанием пути к спасению, общению с Богом.
Законом смены эпох является отрицание последующим этапом предыдущего. Вершиной развития, дающего человеку свободу, объявляется эпоха Благодати.
Антропологические идеи Климента Смолятича
Климент Смолятич развивает мысль о том, что высшее предназначение человека – это познание Бога и Его Промысла о мире. Этому способствует, как считает мыслитель, познание природных явлений и вещей.
Кроме этого, человек обладает свободой воли. Человек является творением Бога, о котором Он продолжает заботиться и после творения. Но свобода человека ограничена свыше. Человек должен соблюдать данные Богом заповеди и искать путь к общению с Ним. Вечной жизни, по мнению Климента, достоин каждый христианин независимо от времени принятия крещения.
Свобода человека, как утверждает Климент, на практике должно выражаться в нестяжательстве. Все усилия человека как духовные, так и физические должны быть направлены на обретение спасения. В рамках русской духовной культуры Климент Смолятич выступил первым, кто сформулировал идею нестяжательства.