Биография философа
И. Кант родился в 1724 году в Кенигсберге в бедной семье седельщика. Кант с самого рождения отличался слабым здоровьем и его мать, стремилась всячески развить ребенка, в том числе поощряя его образование. В последствии Кант всегда очень тепло отзывался о матери.
Одаренность Канта оказывается замеченной докторов теологии Шульцем, благодаря которому ему удается поступить в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в Кёнигсбергский университет. Доподлинно неизвестно на каком именно факультете обучался Кант, однако он попадает под влияние профессора Кнутцена, который подвигает его на занятия естественными науками.
Из-за смерти отца Канту так и не удается окончить университет, и он вынужден зарабатывать деньги частными уроками. На десять лет он становится домашним преподавателем и за это время пишет работу, посвященную происхождению солнечной системы из первоначальной туманности. Защитив докторскую диссертацию, Кант получает возможность преподавать и стабильный источник заработка.
Вскоре, в период Семилетней войны Кенигсберг оказывается под властью российской короны, из-за чего Канту не удается занять профессорское место. Он вновь вынужден заниматься частными уроками, преподавая естественный дисциплины от химии до инженерии. Среди его слушателей множество русских офицеров. В этот период научная деятельность Канта весьма ограничена, он пишет лишь несколько эссе о землетрясениях.
После возвращения Кенигсберга в состав Пруссии Кант издает также ряд политических произведении в которых обозначает принципы и очертания будущего общеевропейского дома, как объединения просвещенных народов. К 1770 году «докритический период» творчества анта заканчивается. Помимо космогонической теории, к его основным достижениям можно отнести изучение отливов и приливов, теорию естественного происхождения человеческих рас, и попытки генеалогической классификации животного мира.
Начиная с 70-го года Кант получает место профессора логики и метафизики и обращается к собственно философским вопросам. Он ставит перед собой цель последовательно рассмотреть три вопроса:
- что я могу знать?
- что я должен знать?
- на что я смею надеяться?
Данные вопросы раскрываются в трех его главных произведениях – «Критике чистого разума» посвященном метафизике, «Критике практического разума» рассматривающего вопросы этики и наконец «Критике способности суждения» посвященного эстетическим проблемам.
Публикация данных произведений приносит Канту огромную известность и делает его одной из центральных фигур немецкой философии.
Несмотря на собственную популярность Кант ведет весьма скромный и единенный образ жизни. За всю свою биографию, за исключением периода домашнего преподавания в Юдшене, Кант никогда не покидал Кенигсберг. Его жизнь была подчинена строгому распорядку, а пунктуальность достигла таких пределов, что по прогулкам Канта жители города сверяли собственные часы. Кант никогда не был женат, что по его собственному комментарию, произошло это, главным образом, от того, что когда у него было желание женится, то не было средств, а когда средства появились, то желание уже отпало.
Кант умер в 1804 году и был похоронен в профессорском склепе у кафедрального собора. В 1924 году склеп был перестроен в сооружение с колоннами, которое можно наблюдать и в настоящее время.
Гносеология Канта
Отвечая на первый вопрос (что я могу знать?) Кант подвергает жесткой критике догматические представления о познании и противопоставляет им свою идею трансцедентального познания. Под догматизмом Кант понимает такую установку, в которой мир познается человеком в своем непосредственном виде, т.е. человек в своем чувственном познании остается пассивным созерцателем окружающей реальности, а его опыт полностью соответствует действительному положению вещей.
Трансцедентальное познание напротив предполагает существование активного, познающего разума, и мира, который «подстраивается» под его активность. Опыт здесь выступает не слепком реальности, а результатом взаимодействия реальности и разума, а потому не вполне отражает действительность такой, какая она есть. Рассматривая опыт как ограниченное знание Кант задается вопросом о возможности априорного, т.е. доопытного познания. Рассматривая деятельность рассудка в двух направлениях – синтеза и анализа, Кант выделяет три формы знания:
- априорное аналитическое знание;
- априорное синтетическое знание;
- апостериорное синтетическое знание.
Апостериорного, т.е. опытного аналитического знания быть не может, так как анализ не нуждается в чувственном опыте для прояснения собственных идей. В то время как анализ по своему содержанию уточняет и разлагает понятие на составные единицы, то синтез наоборот прибавляет новое знание, которое не дано в исходном материале. Синтез может строится как на обобщении опыта, так на обобщении априорных истин – например, прямая есть линия, соединяющая две точки, - априорное синтетическое высказывание.
Итак, процесс познания по Канту осуществляется через взаимодействие разума и вещественного мира, его результатом с одной стороны становится опыт, т.е. чувственное отображение реальности, а с другой стороны априорное знание, которое возникает через созерцание таких внеопытных представлений как чистое пространство (геометрия) и чистое время (математика). При этом сам мир вещей, остается для разума не воспринимаемым и не познаваемым, поскольку в силу собственных ограничений, разум не способен отразить его таковым, какой он есть на самом деле. Именно поэтому реальность представляет для Канта «вещь в себе».
Вместе с тем, принимая во внимание идею Канта, легко прийти к выводу о том, что опыт, который тождественен субъективному образу реальности человека, может принимать различные формы, а потому каждый человек живет как бы в «своей» реальности, что ставит проблему взаимодействия людей между собой и саму возможность познания мира и установления общих закономерностей. Условное единство картины реальности достигается у Канта за счет существования категориальных схем восприятие реальности, которые являются общими для всех людей и вытекают из самой природы познающего Я.
Категорический императив Канта
Кант разрабатывает абсолютизированное этическое учение в котором этика отвлекается от реальности и практической плоскости жизненных ситуаций и соотносится с абсолютным требованием долга. Всей моральной жизнью индивида с точки зрения Канта должен управлять категорический императив который выражается в совершении правильных, этичных поступков, безотносительно каких-либо условий, с единственной целью поддержания правильности этих поступков.
Категорический императив, выраженный в осознании долга и разумной воле, вступает в учении Канта в противоречие со стремлением человека к исполнению чувственных желаний и получению удовлетворения.