«Греческое чудо» - это период становления и интенсивного развития греческой цивилизации, философии, науки, искусства на протяжении VIII-V веков до н.э.
Понятие греческого чуда
Само понятие греческого чуда и его активное изучение началось лишь в XIX веке и связано с именем французского философа Э. Ренана, который одним из первых обратил внимание на тот факт, что европейская цивилизация, культура и наука, в своем основании имеют множество элементов именно греческой культуры и мировоззрения. Его английский коллега Вернет полностью разделял данный тезис полагая, что науку вообще можно определить как «размышление о мире по способу греков».
Понятие греческого чуда включает в себя основные достижения греческой цивилизации которые были сделаны на поприще философии, науки, искусства, политики, общественной жизни. Эти достижения в дальнейшем легли в основу римской цивилизации, были переосмыслены и развиты в ее лоне, а позже в составе римского наследства были восприняты новыми государствами Европы. В период Возрождения греческая философия и искусство вновь завладело умами наиболее одаренных представителей эпохи и во многом дало жизнь, еще одной уникальной во времени цивилизации – Европе Нового времени, прямым наследником которой является весь современный мир.
Таким образом значимость классической греческой культуры и ее влияние на развитие человечества бесспорно, однако главным вопросом который исследовался как Ренаном, Вернетом и другими философами, оставался вопрос о причинах данного явления. Почему именно греческая, эгейская цивилизация стала «колыбелью» современного мироустройства. Какие факторы выдвинули ее вперед по сравнению с имеющими более глубокую историю и традиции обществами ближнего и дальнего востока – Египтом, Месопотамией, Индией, Китаем и другими?
Основные теории
Для ответа на вопрос о причинах «греческого чуда» исследователями создавались многочисленные теории, однако ни одна из них, не оказалась в значительной мере, исчерпывающей. Наиболее известными являются такие теории как теории:
- исторической удачи,
- генетической гениальности,
- перекрестного опыления культур.
Теория «исторической удачи» греков была сформирована швейцарским исследователям Боннаром. Он предполагал, что в самом греческом народе как таковом не было каких-либо существенных особенностей, которые обуславливали бы «греческое чудо». Его истоки Боннар видит на востоке, в тысячелетнем процессе накопления знаний в Египте, Вавилонии и иных государствах, который достиг своего критического значения и должен был завершиться качественным скачком, преображением и развитием новой культуры. И по счастливому стечению обстоятельств, этим плодом культурного развития востока воспользовались греки, которые имели возможность свободно проникнуться мудростью своих восточных соседей.
Иной подход изложен в теории «генетической гениальности». Согласно ее положению, тем особым фактором который качественно отличает греков от иных народов, и который позволил именно грекам бурно развить в своем обществе философию, науку и искусство, является исключительная природная одаренность греков, имеющая разнонаправленный характер и дающая им возможность успешно реализовываться в самых разных областях человеческой деятельности от мореходства, до политики.
Более взвешенный взгляд выражен в теории «перекрестного опыления культур». В действительности великие культуры востока развиваются достаточно изолированно друг от друга, в Египте, Китае, Месопотамии мудрецы и философы опираются на многовековые традиции, занимаются последовательным развитием и интерпретацией авторитетных идей. Греция же благодаря своему географическому положению, являлась своеобразным «перекрестком миров», на ее территории смешивались народы, товары и идеи из стран как востока, так и запада, что способствовало их сравнению, столкновению, соперничеству, развитию искусства критической оценки и логической аргументации. Однако в тоже время народы Аппенинского полуострова, равно как и Спарта, находившиеся в таких же условиях, не стали частью «греческого чуда».
Факторы возникновения греческого чуда
Вопрос «греческого чуда» наиболее вероятно можно отнести к числу вечных, окончательный ответ на него вряд ли будет когда-либо найден. Вместе с тем, в настоящее время определен ряд факторов, которые однозначно оказали существенное влияние на развитие греческого общества. К ним относят:
- железную революцию,
- географическое положение и особенности местности,
- отдаленность греков от центра масштабных исторических событий;
- классическое рабство,
- демократическо-торговый тип общественного устройства.
Железная революция, т.е. замена бронзы, как основного материала для производства орудий и оружия, железом, произошла на Балканском полуострове в X-IX веке до н.э. и уже через век возникают первые города-полисы, становящиеся центром развития искусства и философии. Железная революция не является специфическим фактором, в это же время она произошла и на востоке, и на западе, однако именно внедрение железных орудий, приведшее к значительному росту производительности труда, стало тем базисом, который позволил возникнуть самому греческому обществу как таковому.
Большую роль на формирование греческого менталитета, характера ведения хозяйства, а потому и на складывание общественных отношений оказали природные условия Балканского полуострова и его положение относительно культурных и политических центров того периода. В отличие от великих цивилизаций, Греция не обладала большим числом пахотных земель, равно как и великими реками способными прокормить большое государство, равно как и требующих объединения большого числа людей, для их эффективного использования. Напротив, гористый ландшафт изначально разделял греков на многочисленные небольшие общины разделенные между собой естественными преградами. Большую роль в жизни и экономике Греции играло море.
На протяжении веков греки учились бороться с неблагоприятными условиями жизни, полагаться не на монотонный труд, а на удачу и личные качества, а также развивали искусство мореплавания. Как итог они сформировали индивидуализированную культуру, которая имела обширные контакты со всеми народами средиземноморского бассейна, которые были изолированы друг от друга.
Именно греки в своих путешествиях посещали Египет и Месопотамию, создавали колонии на побережье Черного моря, Малой Азии, Аппенинского полуострова и т.д., а не наоборот. Отделенность греческого общества от крупнейших государств морем позволила им остаться в стороне от эпохальных событий востока – столкновения народов, падения империй и становления государств, которое происходило там в период «греческого чуда» и совершенно не способствовало развитию науки и искусства. Своеобразная «историческая изоляция» греков завершилась лишь со становлением Персидской империи.
Еще одним важным фактором, создавшим экономическую базу для греческого чуда стало классическое рабство. В отличии от востока, где рабы было государственным или общинным имуществом и работали на благо знати, либо чиновничьего аппарата, в Греции рабы являлись имуществом индивидуальным, они усиливали конкретного свободного гражданина и предоставляли ему время и ресурсы для развития себя и собственных талантов в искусстве, политике, философии.
Еще один фактор связан с тем, что в греческих полисах сформировался демократический тип общества, в основе которого лежало не земледелие, а торговля. Это способствовало динамическому, дискуссионному течению всей общественной жизни, в котором революционные идеи на торговых площадях в ходе общего обсуждения становились политическими реалиями, в отличии от патриархальных обществ, где все рычаги управления сосредотачивались в рамках одной прослойки общества.