Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мораль как основа общечеловеческих ценностей

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Мораль как основа общечеловеческих ценностей
Мораль как основа общечеловеческих ценностей
Определение 1

Мораль - это общепринятые в представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном.

Понятие морали

Замечание 1

Этика, мораль и нравственность в современном мире выступают как синонимы, обозначающие нрав, обычаи, характер.

В советские времена и ученые и практики делали упор на классовом характере морали как типе общественного сознания, при этом общечеловеческими и общезначимыми нравственными ценностями не отрицались, но скрывались. Энгельс подчеркивал, что каждый из существующих трех классов того общества – феодальной аристократии, буржуазии и пролетариата – обладают особой моралью – классовой. Все эти типы морали имеют общую историческую базу, поэтому имеют общие черты. Таким общим является общечеловеческая нравственность, которая базируется на общечеловеческих и общезначимых ценностях. Поэтому разрабатывая проблемы нравственного воспитания современными отечественными учеными выделена приоритетность общечеловеческих ценностей.

Основными чертами морали выступают понимание соразмерности и соотношений личного, индивидуального и общественного, подчинение личных черт общественным, гуманности, которая предполагает взгляд на личность не как на средство, а как на самоценность и конечную цель.

Нравственность может быть определена как неписаные правила и нормы, которые регулируют отношения человека и окружающего мира, а также его поведение в обществе. Эти нормы не базируются на силе правового или административного принуждения, человек их добровольно использует, поэтому эти нормы предъявляют к нему высокие требования, по сравнению с законами, так как закон – низший предел нравственности.

Моралью пронизаны все психические элементы или воздействует на них. Основываясь на этом факте, для разносторонней характеристики нравственной личности, необходимо рассматривать все силы, субъективные факторы, которые заставляют ее совершать определенные поступки, действовать так, а не иначе. Такие фундаментальные факторы поведения – это интересы и потребности, которые выражаются влечениями, чувствами, взглядами, убеждениями, которые превращаются в поведенческие мотивы.

Человечество во все времена занималось поиском идеала нравственного человека. Платон, еще в III в до н.э., предложил четыре типа добродетели, чтобы охарактеризовать нравственного человека: мудрость, уверенность, мужество и справедливость. Христианской религией к ним было добавлено еще три: вера, надежда и любовь. Возникшие в результате учения семь добродетелей и в современном мире занимает важное место в православной этике. Нравственно-богословские традиции христианства соответствуют учению, касающемуся семи смертных грехов, к которым относят гордыню, алчность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и лень.

Моральные качества

В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина в своей работе «Нравственное воспитание» По данной теме мы уже выполнили реферат Нравственные аспекты научной деятельности подробнее сделали попытку определить ряд моральных качеств, формирование которых протекает при нравственном воспитании. Эти качества объединены в четыре группы:

  • мировоззренческие;
  • моральные;
  • деловые;
  • прагматические.

Внутри собственно моральных качеств и их антиподов выделяют четыре подтипа:

  • коллективистские качества: коллективизм, солидарность и товарищество, ответственность и пр. Антиподы – конформизм, корпоративизм, эгоизм и др.
  • гуманистические качества: человеколюбие, заботливость и душевность, чуткость, отзывчивость и простота. Антиподы: бесчеловечность, невнимательность, подозрительность, надменность, заносчивость.
  • качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей: справедливость, бескорыстие, независимость. Антиподы: корыстолюбие, злопамятность, обидчивость и пр.
  • качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения: стыд, самолюбие, совестливость и др. Антиподы: подобострастие, подлость, лживость и пр.

Мировоззренческие качества, по мнению авторов, представлены сознательностью, гражданственностью, патриотизмом, а также оптимизмом, чувством юмора, чувством прекрасного и пр.

Деловые качества – это то, как человек относится к труду и материальным благам, то есть трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, деловитость, требовательность, самостоятельность, решительность, целеустремленность, мужество, настойчивость, бережливость, компетентность и организаторские способности.

И последняя группа качеств – прагматические, к ним относят благоразумие, вежливость, осторожность, уживчивость, общительность, обаяние, умеренность и нежность и пр.

В обозначенных выше качествах не отражены такие нравственные качества, которыми определяется отношение человека к природе. Очевидно, авторы базировались на том, что экологические проблемы не входят в спектр этических проблем, но в современных условиях проблемы экологии тесно связаны с нравственными. Если каждый человек не начинает проявлять заботу об окружающей среде, не будет бережно и экономно к ней относиться, будет нанесен огромный вред и ущерб всем людям, которые сейчас живут на Земле. В связи с этим считается правильным, осуществлять воспитание бережного отношения к окружающей природе, как существенный аспект нравственного воспитания. Не случайно такая позиция была отражена в Законе РФ «Об образовании».

Содержание нравственности предполагает и наличие определенной лексики. Моральное сознание не должно существовать без соответствующего терминологического языка, при отсутствии понятий добра, стыда, совести, достоинства и пр., которые каждый человек должен научиться понимать, эмоционально воспринимать, во всем ее многообразии, богатстве их содержания, а для этого необходима повседневная практика их употребления в различных социальных контекстах. Моральный язык имеет большую регулятивную силу, и если его не употребляют в практике повседневного общения, это отрицательно сказывается на нравственном уровне личности.