Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Происхождение и становление нравственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Происхождение и становление нравственности
Происхождение и становление нравственности
Определение 1

Нравственность – это социально-философская категория, обозначающая свод незакрепленных правил, традиций, норм и ценностей человеческого общежития, регламентирующих поведение личности в социуме, задающих его образец и идеал.

Теории происхождения нравственности

Нравственность как самостоятельная категория впервые осмысляется в философских трудах древнегреческих мыслителей, в частности этические проблемы были центральными в философии Сократа, Платона и др. Однако реальная история становления и развития нравственности значительно длиннее, она уходит в глубь веков, к тем периодам, когда предки человека формировали родоплеменные сообщества, внутри которых возникала потребность в регламентации взаимоотношений как между членами общины, так и с внешним миром.

Отдельные исследовали рассматривают нравственность в качестве одного из ключевых моментов развития человечества, эволюции и угасания его отдельных ветвей (кроманьонцы, неандертальцы, денисовский человек и т.д.). Таким образом, проблема нравственности имеет глобальное значение как для понимания развития человечества, так и для создания дальнейших перспектив его эволюции. Анализ происхождения нравственности осуществляется в рамках четырех основных теорий:

  • религиозной,
  • натуралистической,
  • эволюционной,
  • социально-исторической.

Религиозные теории рассматривают мораль с метафизической точки зрения, как список незыблемых и всеобщих, общечеловеческих правил, которые были привнесены человечеству извне, даны неким абсолютом-божеством. При этом умаляются собственные возможности человека и человечества в отношении нравственного развития – люди не способны самостоятельно формировать нравственность, и не могут придерживаться ее правил никоим образом, кроме как в рамках некоей определенной конфессии. При этом нерелигиозное общество (или общество, исповедующее отличные религиозные верования), автоматически определяется как безнравственное, аморальное, лишенное духовности.

Натуралистические теории исходят из представления о том, что нравственность имеет природно-обусловленный характер, т.е. исходит либо из природы вообще, либо природы самого человека в частности. При этом выделение нравственности становится невозможно без разума, как инструмента анализа природы, определения ее сущности, главных устремлений. Среди натуралистических теорий есть те, которые опираются на понимание природы человека, как животной, разрушительной, нерациональной силы, которая должна сдерживаться социальным моральным законом (Т. Гоббс, З. Фрейд), а также противоположные, усматривающие в природе человека положительные качества и устремления – гедонизм (стремление к удовольствию), эвдемонизм (стремление к счастью), утилитаризм (стремление к пользе).

Эволюционные теории становления нравственности были заложены Ч. Дарвином, в рамках общей эволюционной теории. Дарвин полагал, что мораль возникла постепенно, по мере совершенствования в ходе отбора инстинкта общительности, который присущ даже низшим формам животных. Данный инстинкт отвечает за переживание положительных аффектов в процессе пребывания рядом с особями своего вида и лежит в основе групповых форм обитания животных. В случае человека, развитие данного инстинкта пошло по пути усиления альтруистических форм поведения, направленных на близкородственных особей, что по мнению некоторых исследователей могло дать человеку преимущество перед другими видами живых существ.

Социально-исторический подход рассматривает мораль как специфический общественный феномен, который возникает в обществе, и служит для регуляции взаимоотношений индивидов внутри него, сохранения целостности и структуры общества, его стабильности. По мере развития общества, меняется и мораль, ее ценности и нормы.

Социально-исторические типы нравственности

Рассматривая эволюцию морально-этических норм, можно выделить несколько исторических типов, которые отличаются своей спецификой и общностью моральных принципов во всех обществах, стоящих на данном уровне развития, а также содержат в себе условия для формирования нравственности нового, более развитого общества. Различные исследователи выделяют три основных типа нравственности:

  • нравственность первобытных и родоплеменных обществ;
  • нравственность традиционного общества;
  • нравственность индустриального и постиндустриального общества.

К первобытным обществам относится период зарождения нравственности, создания ее самых первых форм, главная задача которых, по мнению исследователей первобытных обществ (Леви-Брюлль, Леви-Стросс и др.) состоит в сдерживании животных инстинктов и форм эгоистического поведения. Наиболее древней и примитивной формой нравственности выступает табу.

Определение 2

Табу – это жесткий запрет на определенные действия, исключительно негативная форма морали, которая не дает никаких идеалов, и предполагает наиболее жесткие санкции.

Табу предполагает, что существует некая смертельная и постоянная опасность для всего общества, которая находится в спящем состоянии, и может быть активирована некоторыми действиями (например, убийством члена общины). Человек нарушивший табу навлекает беду не только на самого себя, но на всю общины в целом, что требует самых кардинальных мер, по исправлению ситуации.

Регуляция социального поведения также осуществлялась с помощью традиций, бытовой магии, мантических (гадательных) практик, которые объединяли членов племени, придавали им уверенность в собственной правоте, силе и успехе предполагаемых начинаний. По мере перехода от родоплеменной общины к соседской, развитию рабовладения и частной собственности, такие коллективные формы нравственности начинают уступать место индивидуальным.

Нравственность традиционного и индустриального обществ

Для традиционного общества характерна жесткая спецификация нравственных норм, их закрепления за социальным статусом человека, в зависимости от которого ему предписываются как определенные формы поведения, так и добродетели. Так в рабовладельческом обществе складываются моральные системы господ и рабов, ставящие противоположные цели и ценности. В феодальной системе отдельные нравственные образцы существуют для феодалов, крестьян, священников, купцов, посадских людей, и монархов, как верхушки пищевой цепочки человеческого общества. При этом важные нравственные качества одного сословия, например, благородство для феодалов, были недоступны и недопустимы для других сословий.

Преодоление жесткой традиционной морали произошло в ходе буржуазных революций и становления индустриального общества. Мораль еще более индивидуализируется, ее объектом становится не сословие, но отдельная личность, равная по своим возможностями и свободам с другими. Культивируется дух соперничества и конкуренции, которые позднее, по мере укрупнения капитала и возникновения монополий, трансформируется в ценности корпоративной морали.

comments powered by HyperComments