Философские взгляды Гоббса
Философские взгляды Гоббса базируются на механистическом принципе, который сформировался под воздействием Галилея и Евклида. Гоббс полагал, что реальными являются только тела, а их атрибуты – величина, движение и прочие свойства – субъективные показатели. Любые рассуждения людей уподобляются счету: математика – подсчет величин, другие науки – подсчет слов. Теорию познания он выстраивал на основании принципов сенсуализма.
Гоббсом полностью отрицалась свобода воли, он придерживался идеи фатализма и отождествлял волю с природными силами.
Вся философия Гоббса была сведена к трем основным учениям:
- о теле;
- о человеке;
- о гражданине.
Он считал, что духовная инстанция полностью отсутствует, а если бы она была в реальности, познать ее было бы невозможно. Он критиковал любые суеверия, но считал при этом, что бог существует, рассматривал его в качестве первопричины всего сущего и считал, что он не вмешивается в течение событий на Земле. Он критиковал разные политические догматы философов прошлого времени, считая, что в процессе становления государства необходимо основываться не на частных интересах, а на интересах и сущности человека. Если рассматривать структуру общества по отдельным частям, то основная часть – гражданин, то есть человек внутри государства. Государство Гоббс рассматривал в качестве искусственного тела, которое было создано самим человеком, чтобы сохранить собственную жизнь. В стремлении создать совершенное государство, люди заключили «общественный договор».
Гоббс продолжал философские традиции Бэкона, будучи его учеником и последователем. Он:
- решительно отвергал теологическую философию схоластики;
- видел цель философии в достижении практического результата в человеческой деятельности и способствовании научно-техническому прогрессу;
- в процессе спора эмпиризма и рационализма поддерживал эмпиризм, выступая с критикой философии Декарта;
- был убежденным материалистом;
- считал вопросы общества и государства – важнейшей философской проблематикой;
- разработал теорию государства;
- был первым, кто выдвинул идею, в соответствии с которой основой возникновения государства был общественный договор.
Особенности гносеологии Гоббса
Гносеология была основным предметом интересов Гоббса в области философии наряду с проблемой государства.
Гоббс считал, что человек осуществляет познание преимущественно благодаря чувственному восприятию.
Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глазами, ушами, кожей и пр.) сигналов от окружающего мира и их дальнейшая интерпретация.
Такие сигналы Гоббс назвал знаками и составил следующую их классификацию:
- сигналы-звуки – издают животные, чтобы выразить свои действия или намерения – рычание зверей, щебет птиц и пр.;
- метки – разнообразные знаки, которые придумал человек для обобщения;
- естественные знаки – природные сигналы – тучи, молния и пр.;
- произвольные коммуникативные знаки – слова разных языков;
- знаки в роли «меток» - специализированная закодированная речь, которую понимают немногие, например, жаргонизмы и научная терминология;
- знаки знаков или имена имен – универсалии, то есть общие понятия.
Гоббс в качестве метода познания хотел видеть одновременное использование дедукции и индукции.
В соответствии со взглядами Гоббса, проблему общества и государства можно считать основной для философии, так как цель философии состоит в оказании человеку помощи в достижении практического результата его деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Гоббс – автор всемирно известного произведения «Левиафан», в котором им была обоснована теория общества и государства. Кратко суть данной теории можно сформулировать следующим образом:
- человеку изначально свойственна злая природа;
- движущая сила человеческих действий – личная выгода и эгоизм, потребности и аффекты;
- названные качества вызывают в человеке мысли о праве на все;
- право на все и пренебрежение интересами других людей вызывает начало войны против всех, в которой невозможно победить и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и протекание экономического прогресса;
- с целью совместного выживания, людьми были ограничены их притязания и право на все;
- чтобы предотвратить войну против всех и подавить крайний эгоизм, было сформировано государство в качестве общего института регулировки общественной жизни.
Основными общефилософскими положениями Гоббса можно считать следующие:
- Онтологические. Мир является единой материальной субстанцией. Материя – вечна, она состоит из отдельных тел, возникающих и исчезающих. Любому телу характерна определенная протяженность и форма, длина, высота и ширина. Весь мир построен из материальных фигур.
- Гносеологические – Гоббс признавал возможность познаваемости мира и считал, что источник человеческих знаний – это объективная действительность. Основой познания являются идеи – отдельные конкретные представления, формирующиеся на основании чувственного опыта. Познание начинается ощущением, а завершается разумом. Первоначально возникшие идеи, позже могут быть переработаны сравнением, сочетанием и разделением идей. Философия – это рациональное познание связей между вещами. Вся деятельность познания была сведена Гоббсом к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию. Гоббс своей теорией познания стремился обосновать материалистическое понимание истины. В истине он видел правильное суждение, в котором верно отражается причина связи. Но при толковании истины он иногда допускал долю субъективизма. Истина и заблуждение у Гоббса зависели от правильного или неправильного расположения слов в суждении.
- Учение о человеке и гражданине – Гоббс рассматривал отношение человека к обществу. Основную долю внимания он уделял государству. Государство – это некое искусственное тело, которое возникло на базе общественного договора, чтобы прекратить начавшуюся войну всех против всех.