Особенности гносеологии Ф. Бэкона
Гносеология – это часть теории познания, философский раздел, в рамках которого осуществляется изучение таких проблем, как природа знания, его границы и возможности, соотношение знания с реальностью, субъекта и объекта познания, а также идет исследование всеобщих предпосылок познавательной деятельности, условий достоверности знания, критериев его истинности, а также форм и уровней познания.
Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.) принято считать родоначальником философии Нового времени. Он потомок дворянской семьи, которой принадлежало заметное место в английской политической жизни. Его отец – лорд-хранитель печати. Бэкон окончил Кембридж.
Общее направление всего мышления Бэкона в рамках философской науки – это абсолютно однозначная материалистичность. При этом материализм Бэкона ограничивался исторически и гносеологически. Бэкон определил гносеологию, или иначе гнозеологию, чаще называемую учением о познании, в качестве философской дисциплины, занимающейся исследованием вопроса, затрагивающего возможность и условия истинного знания.
Философия Бэкона основывается на объективных потребностях общества и выражает интересы прогрессивных общественных организаций того периода. Он делал упор на эмпирические исследования, на процесс познания природы, что логически следует из практики прогрессивных общественных классов того времени, например, начинающей формироваться буржуазии.
Бэкон представлял философию в качестве науки, изучающей реальный мир, базируясь на опытном познании. Это подтверждено и названием одного из его популярных исследований – «Естественное и экспериментальное описание к основанию философии». Большую часть своих работ Бэкон посвящал проблематике науки, знания и познания. В науке ему виделось основное средство решения социальных проблем, а также противоречий в обществе того периода.
Бэкон относил к ряду философских наук также и учение о человеке. Он различал в человеке две души – чувственную и разумную:
- разумная душа – боговдохновленная, происходит от божьего духа;
- чувственная душа – схожа с душой животных, формируется из набора материальных элементов, являясь органом разумной души.
Важную задачу Бэкон видел в вооружении человека рядом методов получения нового знания. Решение данной проблемы дано им в труде «Новый Органон». Значительное препятствие в развитии действительного познания составляют вжившиеся, закоренелые, даже врожденные предрассудки, которые мешают адекватному отражению окружающего мира в сознании человека. Бэкон назвал такие представления идолами.
Учение об идолах, в соответствии с наработками Бэкона, - важное средство для преодоления этих представлений. Об отношении науки к идолам и к новой логике с новыми методами познания, он говорил: «Наука об идолах относится к объяснению природы так, как наука о софистских доказательствах относится к обыкновенной логике».
Творчеству Бэкона характерен определенный подход к методу познания и мышлению людей. Исходный момент любой познавательной деятельности, по его мнению, – чувства. Его часто называют основателем эмпиризма.
Эмпиризм – это направление, выстраивающее гносеологические посылки в основном на чувственном познании и опытах.
Эмпирия – это опыты, базирующиеся на эксперименте, а не какое-либо изолированное чувственное восприятие.
Главной заслугой Ф. Бэкона можно считать, то что он разработал методологию, то есть учение о методе.
В соответствии с Бэконом, объектом познания выступает природа, задачей познания – получение истинного знания, целью знания – господство над природой, а методом – средство решения познавательных задач.
Исходным пунктом метода выступает опыт. Однако опыт не должен быть слепым. Нет необходимости в куче знаний и опытов. Опыт должен дополняться рациональной организацией. Исследователь должен быть как пчела, которая собирает нектар и перерабатывает его в мёд. То есть ученый должен рациональной осмысливать и перерабатывать опытные знания. Основной рабочий метод своей логики Бэкон видит в индукции. В ней он отмечает гарантию от недостатков не только логических, но и всего познания в целом. Характеризовал он индукцию следующим образом. Под индукцией Бэкон понимал такую форму доказательства, которая присматривалась к чувствам, стремилась постичь естественный характер вещей, стремилась к делам и практически сливалась с ними.
Индукция – истинный метод рационального осмысления – от частного к общему, то есть обобщение протекает непрерывно, равномерно и без скачков. Он отвергал индукцию, осуществляемую простым перечислением. Такая индукция приводит к неопределенным заключениями, она подвергается ряду опасностей, угрожающих ей со стороны противоположных случаев, если она будет обращать внимание только на то, что для нее привычно, не приходя при этом ни к одному выводу. Поэтому Бэкон подчеркивал необходимость перерабатывать или, точнее, разрабатывать индуктивный метод.
Значение бэконовской философии не может быть определено его социальными воззрениями, которые, несмотря на всю их прогрессивность для своего времени, не переступают рамок эпохи. В первую очередь, значение его философских взглядов состоит в критике спекулятивного созерцательного подхода к окружающему миру, который характерен философии позднего средневековья. Этим Бэкон значительно помог началу формирования философии Нового времени.
«Идолы» Бэкона
Отдельного внимания заслуживает критика Бэконом схоластики. Он говорил, что новому методу необходимо освободить человеческий разум от разнообразных предвзятых идей, ложных представлений, которые унаследованы от прошлого или обусловлены особенностями природы человека и его авторитетами. Эти предвзятые идеи Бэкон назвал «идолы» или «призраки». Он выделил 4 их разновидности:
- Идолы рода – ложные представления о вещах, обусловленные несовершенными органами чувств человека и ограниченностью его разума;
- Идолы пещеры – искаженные представления об окружающей действительности, связанные с индивидуальным воспитанием каждого человека, уровнем его образования, а также со слепым следованием за авторитетами;
- Идолы рынка – ложные представления людей, вызванные искаженным употреблением слов, особенно популярных на торговых площадях и рынках;
- Идолы театра – искаженные представления людей, которые они позаимствовали из разных философских систем.
Бэкон своим учением об «идолах» стремился к очищению сознания людей от воздействия схоластики, а также всевозможных заблуждений, а также хотел тем самым создать условия для успешного развития и распространения информации, основанной в первую очередь на опытном изучении природы.