Гилозоизм и античная философия
Гилозоизм – это философская концепция, отрицающая границы между живым и неживым и считающая всю материю одушевленной.
Рисунок 1. Гилозоизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этот термин был введен в 1678 г Р. Кедвортом для обозначения натурфилософских концепций. Как учение о всеобщей одушевленности мира гилозоизм имеет синоним «панпсихизм», но отождествлять его с витализмом не следует. Витализм отделяет «жизненную силу» от физико-химической материи, а гилозоизм является противоположностью механицизма.
Античный период – это время развития цивилизаций древнего Рима и древней Греции, когда античная психология развивалась в контексте философских представлений новой космогонии и космологии.
В первобытной космологии нет никаких явлений, она содержит вещи, события и их части. Познание объекта в полной мере заключается просто в перечислении его частей и особенностей. Человек не мог получить полного знания, но имел значительное его количество. Знания расширялись с широтой опыта. Сформировавшаяся в VII –V веках до н.э. новая космология проводила различие между просто многознанием и истинным знанием. Кроме того, новая космология не доверяла обычаю, рожденному даже большим опытом.
В поиски нового мировоззрения вовлекался весь обитаемый тогда мир, это было «осевое время» в развитии человечества (800-200 лет до н.э.). В VII веке до н.э. в культурной жизни всего древнего мира происходили коренные изменения. Возникает классическая философская школа в древней Греции, появляются Лао Цзы, Конфуций, Сократ. Это было время религиозного осознания людей самих себя, осознания своих отношений с миром, поиск единства в представлениях о мире. Формой этих представлений была религия, а в более позднее время этой формой стали наука и искусство.
Гилозоизм стал выражением новой космологии, принявший впоследствии форму объективного идеализма. Гилозоизм в целом подразумевал одухотворенность мира, проявление разума в каждом явлении и в каждой вещи.
Представителями гилозоизма, характерного для ранней древнегреческой философии, были Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др. Присущ он был воззрениям Платона и Аристотеля.
Социокультурные истоки гилозоизма связаны с особенностями культуры традиционных ранних обществ Запада и Востока, для которых природа была единым целостным живым организмом.
Обосновывая единство природы и человека, гилозоизм использовали как аргумент в период Возрождения. Так, например, Дж. Бруно утверждал, что мировая душа находится без исключения во всех вещах, составляя их движущее начало.
В философии Нового времени концепция гилозоизма была связана с поисками ответа на вопрос о предпосылках становления чувствительности у живых существ, а также мышления и сознания у человека. Спиноза считал, что всей природе присуще мышление. Чувствительность материи отстаивали французские материалисты Дидро, Робине, Кабанис. Э. Геккель, автор биогенетического закона, тоже защищал точку зрения, близкую гилозоизму. К гилозоистам относится Гете, а из представителей русского космизма могут быть отнесены В.И. Вернадский, Е.П. Блаватская, В.В. Докучаев, Н. Рерих, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
Е.П. Блаватская считала, что за всеми идеями, причинами, законами, принципами стоит разум, который является первым принципом изо всех принципов.
Таким образом, пережив существенную эволюцию, античная философия стала моделью для развития современной философии и психологии.
Русский космизм и его основные течения
В основу этого философского мировоззрения было положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира».
Философы-космисты размышляли в первую очередь над перспективами развития человечества. Русскому космизму принадлежит идея объединения всех людей на основе нравственных и экологических причин, это говорит о том, что в философском направлении сформировалась важнейшая черта, которая соединяла несовместимые ранее проблемы – установление всеобщего братства, освоение космоса, сохранение окружающей среды.
Выделяется пять главных течений русского космизма:
- естественно-научное течение, которое представляли Чижевский, Вернадский, Циолковский;
- религиозно-философское течение Федорова;
- художественно-поэтическое течение, представленное Тютчевым, Брюсовым, Морозовым, Сухово-Кобылиным, Одоевским;
- эзотерическое течение Рериха;
- ноосферное течение, представителями которого были Дмитриев, Шипов, Акимов.
Основателем русского космизма был Н.Ф. Фёдоров, он же являлся крупнейшим его представителем.
Идеи космизма Фёдоров сформулировал в своей работе «Философия общего дела». По его мнению, причина дисгармонии между человеком и природой лежит в неустройстве жизни человека, поэтому природа в результате своей бессознательности выступает как враждебная сила. Подчинить эту силу можно при помощи разума человека.
Без идей Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции русский космизм бы не состоялся. Регуляция необходима, чтобы преодолеть разрыв между человеком и природой. Внутренней силой управляет психофизиологическая регуляция, а внешняя развертывается к Вселенной от планеты Земля и охватывает несколько ступеней – метеорическая регуляция, планетарная астрорегуляция, космическая регуляция. Если человек пройдет все эти ступени, то сможет объединить существующие звездные миры.
Многие теории Федорова утопичны, но, несмотря на это, современный русский космизм исповедует идеи его богатого наследия, среди них регуляция общественной жизни и природных процессов, связь нравственности и знания, увековечение жизни человека и др.
Принципы Циолковского и ноосфера Вернадского
В русской философии большое влияние на космизм оказал К.Э. Циолковский, считавший, что только с космической точки зрения можно объяснить современный мир. Освоение космоса – это будущее мира, поэтому вся деятельность человека должна быть сосредоточена на том, чтобы совершенствовать взаимодействие космоса и человека.
Циолковский считал, что объединить людей в цельное государство сможет освоение космоса. Он опирался на ряд философских принципов, которые до сих пор исповедует русский космизм. Если их рассматривать в порядке важности, то на первом месте будет стоять панпсихизм – признание чувствительности Вселенной. Далее идет монизм – единство материи и одинаковость её свойств. Следующие два места занимают принцип бесконечности и принцип самоорганизации.
В принципе бесконечности он видел силу космического разума и бесконечность Вселенной, а принцип самоорганизации означает, что Вселенная сама выстраивает собственную структуру.
Целый ряд идей русского космизма был сформулирован Вернадским – основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.
Рисунок 2. Учение о ноосфере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью науки, считал Вернадский, человек сможет подчинить себе Вселенную и нести ответственность за её судьбу.
Ноосферу он понимал как сферу расширения разумной деятельности человека. Она должна быть направлена на поддержание жизни в рамках биосферы на планете, затем в околосолнечном пространстве и потом уже за его пределами.
Вернадский считал, что переход человека в эпоху ноосферы подготовила сама эволюция. Для того чтобы обрести разумный облик с развитым осознанием собственной духовности человеку потребовались многие сотни лет. Человеческая цивилизация, пройдя через стадии формирования мировоззрения, открыла новые виды познания и создала новые отрасли философских взглядов.