Биография философа
Гегель родился в Штугарде в семье высокопоставленного финансового чиновника в 1770 году. Отец Гегеля много внимания уделял образованию сына, в дополнение к школьному нанимая для него домашних педагогов. Гегель учится с удовольствием, он успешно заканчивает гимназию, а затем поступает в Тюбингемский теологический институт.
Гегель много времени отводит чтению, тратит на книги все свободные деньги, помимо научной литературы он увлекается античной классикой и бульварными произведениями, а вот немецкую классику обходит стороной. Не чужды Гегелю и простые удовольствия – вино, табак, карты. На всю жизнь он остается большим любителем женского общества, помимо брака у него рождается сын на стороне. Будучи крайне рассеянным и увлекающимся человеком, Гегель не отличается ораторским даром, однако способен говорить до бесконечности на философские темы.
После окончания института Гегель становится магистром теологии, но отвергает карьеру священника и работает частным преподавателем, что не мешает ему продолжать свое образование, а также писать творческие работы. Гегель поддерживает идеи Французской революции, хотя и осуждает якобинский террор. Личность Наполеона во многом вызывает его восхищение.
После смерти отца в 1799 году Гегель оставляет репетиторскую деятельность и полностью отдается философской деятельности. Вскоре он становится преподавателем в Йенском университете, затем получает кафедру в Гейдельберге. Вершиной его преподавательской карьеры становится кафедра философии в Берлинском университете, которую он занимает спустя четыре года после смерти Фихте, ее предыдущего профессора.
В данный период Гегель издает свои основные произведения:
- «Энциклопедию философских наук»;
- «Большую логику»;
- «Философию права».
Первое время лекционная деятельность Гегеля движется с трудом – мешает как его невыразительность в качестве оратора, так и сама запутанность его философских концепций. Однако уже к 1820-м годам, Гегель обретает огромную популярность, так что даже такой прекрасный оратор как Шопенгауэр не может составить ему конкуренцию в качестве лектора. Впрочем, Гегель по привычной рассеяности не придает нападкам Шопенгауэра большого значения.
В 1831 году Берлин охватывает эпидемия холеры. Сначала Гегель покидает город, но уже в начале учебного года возвращается ошибочно посчитав, что эпидемия миновала. Вскоре он умирает, по одной версии от холеры, по другой от заболевания желудочно-кишечного тракта. Незадолго до Гегеля погибает и его незаконнорождённый сын, находившийся на службе в Голландии.
Сыновья Гегеля от законной супруги – Кард и Иммануил следуют по его стопам, исследуя историю и теологию.
Спекулятивный метод и диалектика Гегеля
Философия Гегеля начинается с критики известных ему подходов к познанию и обоснования собственного, «спекулятивного» метода. В качестве основных философ рассматривает три познавательных системы:
- метафизическую,
- эмпирическую,
- непосредственную.
Метафизическая система, присущая рационалистам, покоится на убеждении в бесконечности возможностей разума и иллюзорной уверенности в том, что человек познает мир таким, какой он есть, а рационалистические размышления способны проникнуть в его природу.
Эмпиризм, критикующий и ограничивающий разум опытом, в свою очередь с одной стороны может также приходит к догматизму, когда опыт становится единственным источником знания, а с другой напротив, в скептицизм, когда разделяя чувственное представление о предметах от самих предметов, человек отказывается от возможности познать их истинную природу, что было прекрасно продемонстрировано в работах Канта.
Философия непосредственного познания Якоби в свою очередь основывается на иллюзии прямого усмотрения истины, по мнению Гегеля, может быть реализована лишь в отношении крайне простых и бедных элементов знания, но никак не основ мироздания и главных философских вопросов. В своей системе Гегель стремится объединить лучшие элементы вышеперечисленных и избавиться от их недостатков.
Из метафизики Гегель черпает веру в возможности познания, из эмпиризма –критический подход и стремление к конкретности, а из непосредственной философии – понимание необходимости начинать познание с незначительных и очевидных истин. Гегель называет свою философию объективным идеализмом.
Ее методом становится спекулятивный, который включает в себя три приема мышления:
- рассудочный,
- диалектичный,
- собственно спекулятивный.
Задача и ограничение рассудочного метода по Гегелю состоит в осознании тождественности и разделении мира на отдельные фрагменты. Диалектика в свою очередь позволяет выделить внутри данных фрагментов – предметов и объектов, внутренние противоречия, заострение внимания на которых влечет за собой тотальный скептицизм. Его преодоление возможно лишь за счет спекуляции, т.е. синтезирование противоречий в взаимосвязанные противоположности, за счет взаимодействия, которых происходит как развитие самого объекта, так и мысли о нем.
Так рассматривая понятие бесконечного абсолюта, Гегель указывает, что в философии ему традиционно противопоставляется конечное, вещественное бытие. Однако если принять за истину тот факт, что конечное бытие и абсолют не связаны друг с другом, то человек легко приходит к противоречию, ведь конечное бытие начинает ограничивать абсолют, лишая его бесконечности. Разрешение данной дилеммы возможно лишь за счет указания двойственного характера абсолюта, который включает в себя конечное в качестве противоположности. Соединение бытия и инобытия и составляет истинную сущность абсолюта, его бесконечную природу.
Учение о духе
Важным компонентом онтологии Гегеля становится идея мирового духа, как бытийной субстанции, охватывающей все происходящие процессы, пребывающей в постоянном самораскрытии и саморазвитии через разнообразные формы. Среди главных форм духа Гегель выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух.
Субъективный дух находит свое выражение в отдельно взятом субъекте, через его индивидуальные качества, развитие его мышления, а также психологические черты.
Объективный дух стоит за историческим процессов развития человеческого общества и выражается в стремлении к свободе.
Абсолютный дух являет свой характер в человеческой культуре через монументальные творения способные охватить все и вся – искусство, религию, философию.