Биография Габриэля Оноре Марселя
Габриэль Оноре Марсель – это французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма.
Центром внимания Марселя была проблема бытия, рассматриваемая сквозь призму индивидуального опыта, существование отдельного человека, с именем которого связывают возникновение в 20-х годах прошлого века французского экзистенциализма. Во Франции выделяли две его разновидности:
- консервативно-католический;
- радикальный атеистический.
Габриэль Марсель основал католический экзистенциализм. Но его философские взгляды несут ярко выраженный религиозный характер. Он рассматривал христианское мировоззрение в качестве средства преодоления экзистенциального одиночества и возможности преодолеть противоречия человеческого существования в мире, проблему бытия сквозь личный опыт человека. Истинный мир бытия, то есть существование, противопоставляется у Марселя не подлинному миру обладания, а таинство, интуитивное постижение, противопоставляется проблеме, или рациональному познанию.
Экзистенциалист Габриэль Оноре Марсель родился в 1889 году, в Париже. Марсель – первый французский философ-экзистенциалист. Его основными произведениями являются «Метафизический дневник» и «Опыт конкретной философии».
Во время Первой мировой войны он служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензировал литературу иностранного происхождения и различной направленности. В 30-х годах он написал некоторое количество пьес, поставленных позже на Парижских подмостках.
В начале своего пути на Марселя сильное впечатление произвел Сёрен Кьеркегор, но позже он стал католиком с ревностным состоянием и ощущением себя.
Марсель и его последователи – французские экзистенциалисты разделены глубинным гуманизмом и религиозностью, например, один из его последователей Жан-Поль Сартр. Марсель увлекался музыкой и сочинял музыкальные произведения, накладывая музыку на слова и стихосочинения Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке.
Философские взгляды Марселя
Основными категориями философии и философских взглядов Марселя являются категории обладания и бытия. Любой человек может существовать как личность, такая, которую можно назвать словом «Я». Его бытие невозможно отделить от него самого, оно не является настолько же предметным и внешним, скорее оно внутреннее и переживаемое. Напротив, любые предметы, объекты, вещи, находящиеся в распоряжении человека – отчуждены от него.
Особая роль в трудах Габриэля Марселя принадлежит понятию, обозначаемому термином «тело». Он писал, что тело представляет собой не только то, чем непосредственно человек владеет, но оно может быть и элементом его собственного бытия.
В соответствии со взглядами Марселя мир обладания несёт в себе некоторую вторичность по сравнению со сферой бытия. Таким образом, современное развитие техники и экономики дают человечеству и каждому отдельному человеку толчок к тому, что обозначаемое «оно» погружено в мир обладания, чем вводит вместе с предательством мир бытия в забвение. В таком содержании Марсель призывал к преодолению данной роковой тенденции. Любые проблемы людей, считал философ, не могут быть решены посредством одного единого объективного, исключительно научного познания и самопознания. Поэтому с такой позицией он противопоставлял понятие проблемы понятийному определению термина «тайна».
У проблемы есть такое содержание, которое проявляется на пути бытия человека и его целостной жизни, она всецело предстает перед сутью и сущностью человеку, то есть непосредственно человеческой личностью. Некоторая тайна может захватывать определенную часть человеческой сущности, то есть самого человека, куда не возможно проникнуть исключительно рациональным путем.
Проблема, по Марселю, - это нечто встреченное и преградившее путь человека. Она всегда стоит впереди индивида. В таком случае любая ситуация рассматривается со стороны, к ней можно подойти объективно, как к чему-то, находящемуся независимо вне личности человека.
Сферы «Я» и «Ты» бытия могут быть определены местом разнообразного отношения к различным и определенным вещам, к объектному понятию присоединяют еще и непосредственное отношение как межсубъективных «я» и «ты». В соответствии с данной концепцией отношения к окружающим людям, как к субъекту «ты» представляется истинным. Оно может быть противопоставлено отношению к нему как к понятийному субъекту «он», что может означать возведение данного субъекта до уровня объективных вещей. Отношение к другому человеку как к определению «ты» может проложить путь к Богу как к абсолютному и истинному пониманию «ты».
Марсель считал отношение к абсолютному «ты» отношением к самому Богу, в таком случае такое отношение носит исключительно индивидуальный характер.
Такой индивидуальный характер может быть выражен в объективном понимании и понятии, как понятие «Оно», а также понятий «я» и «ты». Отношения «я» и «ты» всегда представлены, даже не только представлены, но и могут быть крайне неоднозначны, нестандартны даже если сама ситуация стандартна. В жизненном бытие часто встречаются и стандартные и нестандартные ситуации в большом количестве. В этих ситуациях «ты» и «я» демонстрируют свои нелогичные поступки и ряд нестандартных действий.
Марсель выступал с критикой индустриального общества, так считал, что это практический эквивалент духа астракции. В индустриализации он усматривал процессы функционализации, обезличивания, омассовления человека, распыления личности по всему обществу.
Марселем рассматривалась организованность, технический прогресс, планирование и коллективизм в качестве возрастающей угрозы антииндивидуалистических сил, направленных на гибельное растворение личности внутри общества.