Движение, его сущность и познаваемость – фундаментальная тема философии, решающаяся в каждую эпоху по-разному.
Милетская школа
Античные философы милетской школы вместе с Гераклитом расценивали движение в качестве возникновения и уничтожения вещи, что можно назвать бесконечным становлением всего сущего. Согласно учению Гераклита: в одну реку нельзя войти дважды, что подразумевает собой вечное изменение мира, в котором всё течет и все меняется. Устойчивость мира уходит из понимания античной философии, принимая во внимание изменчивый характер бытия.
Элейская школа
Однако, это мнение опровергали следующие философы элеатской школы: Ксенофан, Парменид и Зенон, которые усматривали в бытии момент неподвижности, устойчивости.
Так, Зенону принадлежит целая система доказательств того, что движения в бытии не существует. В своих апориях Зенон логически доказал эту гипотезу, а из версии реальности движения следуют логические противоречия, что привело его к выводу, что движение не имеет истинное бытие. Это основывается на гносеологической позиции представителей данной школы, которая гласит, что вещь, о которой невозможно помыслить истинно не обладает истинным бытием.
Эмпедокл предложил свою трактовку движения в бытии, пытаясь скооперировать имеющиеся взгляды по тому вопросу. Движение имеет две стороны:
- изменчивость
- устойчивость.
Мир постоянен в своей основе, но имеет изменения на уровне вещей.
Разрешение споров Аристотелем
Итоговое разрешение всех споров предложил Аристотель.
Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Причины сущего как сущего не очевидны.
Аристотель пытается определить понятия, лежащие в основании физики, исследуя предшествующую философию. Всю предыдущую философию он описывает относительно вопроса о началах и причинах. Таким образом, он подразумевает, что ответ им уже дан. Всех предшествующих философов он воспринимает как ступени в ответе на его вопрос.
Аристотель выделяет форму, материю, цель и движение – 4 причины.
Знать нечто значит определить причину. Начало есть форма, которая сопоставима с целью. Форма есть действительность, а материя – возможность. Переход из возможности в действительность есть постепенная актуализация. Форма является тем, благодаря чему узнается вещь. Материя представляет сущность вещи.
Он не сомневается, что все природно-сущее имеет свою форму. Природа – это все то, что есть. Все подлежит человеческому восприятию. Основным вопросом философии, а начиная с Платона – метафизики является «Что значит “быть”?». Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию
Есть форма, и есть движение. Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.
Движение неотделимо от покоя, когда оно совершилось, то есть достигло своей цели. Точно такое же состояние будет и началом. Движущееся движимо свой целью. Ухватить форму и движение значит объяснить начало движения и его цель.
Движущее движет как предмет желания. У движения должен быть предел, цель, то, к чему оно должно прийти. Движение прекращается с достижением цели. Она является концом, покоем, неподвижностью. Совершенство приводит в движение неподвижным образом. Это движение Аристотель называет самым совершенным. Оно есть неподвижный перводвигатель, действительность всякой действительности, форма форм. Это и есть Бог, как начало, совершенство мира и космоса. Сам он является неподвижным. Однако мир никогда не достигает предельного совершенства.
Цель оказывается началом, она предшествует ему. По Аристотелю, прекрасное является и началом, и концом движения. Цель и начало совпадают. Цель является действительностью, совершенство всегда действительно. Единство формы и движения есть и конец движения, и его начало. Форма, по Аристотелю, и есть природа вещи. Философ говорит о том, что все сущее имеет форму и раскрывается в своем виде. Быть значит быть определенным и оформленным. Форма всегда есть форма действия. Оно раскрывает свое естество через форму. Всякое оформленное сущее в своем естестве находится в энергии. Природа есть сущность того, что имеет начало движения в самом себе. Форма – это синоним природы. Природа – это начало и конец движения, а бытие в цель есть энергия. В природном порядке вещей все оформлено.
Если мы отвечаем на вопрос о сущности вещи, то мы отвечаем на вопрос о ее цели. Использование вещи в других целях – это насилие над природой.
Покой есть цель движения.