Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философский взгляд на экономические и политические революции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философский взгляд на экономические и политические революции
Философский взгляд на экономические и политические революции

Понятие революции

Определение 1

Революция – это коренное, радикальное, глубокое и качественное изменение, резкий скачок в развитии общества, технологии или познания, сопряжённый с явным разрывом с предыдущим состоянием

Деятельность людей направляется сознанием, а само сознание определяет социальная материя – производственные отношения, то есть объективный мир отраженный с определенной общественной позиции. Эти позиции не могут быть равноценными: отдельные социальные группы больше заинтересованы в истине по сравнению с другими. Объективно существую потребности социального развития, пропущенные сознанием через интересы и будут ими восприняты по-разному. Разными также оказываются и последующие действия, и их результаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Переход власти – это основной признак социальных революций, однако не любая смена власти революционна. Прогрессивность и регрессивность зависят от класса, его осуществляющего. Только прогрессивная смена власти считается социальной революцией.

Кропоткин П.А. видел в революциях прогрессивное разрешение противоречий, но при этом не видел историю в качестве целостного прогресса. Ш. Эйзенштадт видел единый процесс, но не видел необходимости революции.

Синтез таких подходов ведет к созданию объективно-идеалистической теории форм общественного развития, в том числе и революционных, может быть осуществлен. Но если такую теорию и разработают, то она не будет объяснять происхождения духовной общественной субстанции и будет просто перевернутым материализмом.

Революция экономическая и революция политическая

Шелике В.Ф. рассматривая структуру социальной революции, представлял ее в виде двух ветвей – экономической и политической революций.

Определение 2

Экономическая революция – это последовательный процесс изменений в экономической системе, базирующийся на отдельных идеях и предпосылках, которые влияют на устойчивость и эволюции и экономической системы.

Определение 3

Политическая революция – это насильственное кардинальное изменение в политической системе, осуществляемое в процессе вооруженной борьбы класса, имеющего власть, с остальными классами, стремящимися завоевать политическое господство.

Иными словами, первый тип – это смена базиса, а вторая – смена власти. В сумме они являются системным обновлением общества.

Политическая революция, то есть свержение действующей власти является составной частью социальной революции, то есть период политической революции всегда включен в период революции социальной.

Основную трудность составляет определение хронологических рамок периода социальной революции. Социальная революция не может быть одномоментной, она включает в себя череду политических переворотов. Революция не может быть окончена, пока не произошла смена власти. То есть периодом революции можно считать весь период перехода общества на новую ступень прогрессивного развития – период между эволюционным развитием старого и нового общества.

Любой революции предшествует период революционной ситуации, когда начинается притеснение прогрессивных элементов регрессивными элементами. Это является признаком изжитости существующих производственных отношений. Ни одна революция не может потерпеть поражение из-за своей объективной необходимости. Поражение могут потерпеть отдельные политические проявления социальной революции, но не она в целом. Революция продолжается до самой победы нового строя, не останавливаясь на одномоментной неудаче.

Революции различают по характеру и движущим силам. Характер революции зависит от задач, стоящих перед обществом, а движущие силы – от сложившейся исторической ситуации. На основании этого можно выделить:

  • античную революцию – рабовладельческую по характеру, движущая сила – ремесленники, крестьяне и торговца, а с другой стороны – прежнее правление;
  • буржуазная революция – движущие силы – буржуазно-крестьянско-предпролетарская и дворянско-чиновничья;
  • неополитарная – крестьянская;
  • феодальная – единственная и по движущим силам и по характеру действительно феодальная.

Под поражением революции следует понимать или временное политическое поражений реально грядущего революционного переворота, или же отсутствие объективных условий для протекания любого типа революции. Если объективные условия есть, революция рано или поздно одержит верх.

Без революций могут обойтись политические социоры, которые нельзя преобразовать в социоры другого типа, если не будет вмешательства извне приходящего только с образованием мировой капиталистической системы.

Крайне запутан вопрос революционного насилия, как в экономической, так и в политической революции. Преобразование любой социальной области обязательно осуществляется насильственным путем. И эта проблема, конечно, требует рассмотрения. Она заключается в первую очередь в поиске критерия моральности или справедливости человеческих поступков: вечные нормы, немедленная польза или интересы человечества, постоянные и изменяющиеся в процессе развития.

Абсолютно моральное действие человека – это ненасильственное действие, отношение к другому человеку как к цели, а не как к средству. Однако такие действия, если и могут быть к классовом обществе, то очень редко, в качестве исключения, и тем более не в политической или экономической областях, то есть не там, где имеет место борьба за власть, когда люди являются лишь средством общественного развития.

Ненасилие в политике классового общества практически невозможно, а пропаганда его увековечивает насилие. В связи с этим критерий моральности, или справедливости политики – не в насилии, а в прогрессивности насилия. Насильственные политические действия более моральны, когда служат на благо прогресса, то есть прямо или косвенно призваны освободить человека.