Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общественная мысль Великобритании о Великой Французской революции

Общественная мысль Великобритании о Великой Французской революции – это важный источник истории развития политической мыслив Великобритании, повлиявший на эволюцию консервативных, либеральных и социалистических идей.

Замечание 1

Великая Французская революция 1789 1799 г. – одно из значимых событий в мировой истории, которое привело к резкому изменению социальной и политической ситуации во Франции, а потом и в ряде других европейских стран. Была свергнута абсолютная французская монархия и в 1792 г. установлена Французская республика. Конец Французской революции специалисты относят к 1799 г., когда к власти пришел Наполеон Бонапарт.

Мы рассмотрим труды и размышления Э. Бёрка, Дж. Макинтоша, У. Годвина. Их работы исследователи связывают с развитием консервативной традиции освещения Великой Французской революции в трудах Э. Бёрка, либеральной, представленной работами Дж. Макинтоша и социалистической, которая представлена в произведениях У. Годвина.

Эдмунд Бёрк (1729-1797)

Сын дублинского адвоката, да ещё и ирландца, Эдмунд смог благодаря своему характеру и таланту пойти наперекор воле отца, пославшего его обучаться юриспруденции, и стать журналистом (и лишиться отцовских денег), а потом и идеологом-организатором партии вигов после того как в 1765 г., его пригласили стать личным секретарем лорда Рокингема, главы партии вигов.

В отличие от многих своих соотечественников Э. Берк не разделял их оптимизма в отношении падения деспотической власти во Франции. Его основные взгляды были выражены в работе “Размышлениях о революции во Франции” (1790), в последствии развивавшиеся и дополнявшиеся.

Замечание 2

Основой взглядов Э. Бёрка был сочетание идей религиозных и светских воззрений, его взгляды определялись прежде всего его христианским мировоззрением на окружающий его мир.

Он отрицал возможность создание некоего идеального социального строя в какой-либо стране и в каком-либо времени ещё до событий Французской революции. По мнению Э. Бёрка, попытка устроить идеальное социальное устройство ведет к тяжелым последствиям, вызывая общественный кризис. И Французская революция стала именно таким первым в мире экспериментом по устройству идеального общественного устройства, и его естественным результатом стало установление во Франции якобинского террористического режима, война во всей Европе, социальный и экономический кризис в самой Франции.

«Общественная мысль Великобритании о Великой Французской революции » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К концу его жизни опасения Э. Бёрка стали действительностью. Французская республика вела активные революционные войны и стала угрожать интересам и могуществу Англии, что привело к новому витку противостояния между Великобританией и Францией. Бёрк в своих последних памфлетах считал, что война с Францией должна вестись не за новые земли, а для уничтожения утопической революционной власти и идеи, влекущей смертельную угрозу цивилизации.

Джеймс Макинтош (1765-1832)

Джеймс Макинтош родился в семье мелкого шотландского дворянина. Местом его рождения было местечко Олдоури на берегу знаменитого в будущем озера Лох-Несс. В это время легенды об озерном монстре еще не было, и потому Джеймс интересовался не неизвестным никому ещё чудищем, а вещами более практическими. Из-за недостатка средств ему не удалось заняться изучением права или книготорговлей. Зато он блестяще закончил в 1787 г. медицинский факультет Эдинбургского университета, но карьера медика тоже не задалась, а практика в Санкт-Петербурге сорвалась. И потому он занялся написанием политических памфлетов.

В 1789 г. Макинтош вместе с молодой женой отправился в путешествие на континент и несколько месяцев жил в Брюсселе, собирая материла о Французской революции.

Итогом наблюдений, сбора и анализа материала стал выход его памфлета «Иск галлов», основанного на большом количестве документальной, т.е. основанной на конкретных источниках, информации. В отличие, от концепции Э. Бёрка, аргументы молодого автора были построены на анализе всего исторического опыта Франции, а абстрактные категории наподобие «права человека», играли подчиненную роль в сравнении с остальными данными исторического исследования.

В своём труде, автор утверждал, что причиной Французской революции была идеологическая подоплека, наиболее ярко выраженная мыслителями французского Просвещения, такими как Руссо, Тюрго, Вольтер и другие. Их идеи стали доступны прессе, различным слоям населения, что и привело в результате к краху монархии, а социальный и экономический кризис лишь ускорил революционные события.

Уильям Годвин (1756-1836)

У. Годвин родился в религиозной строгой семье. Поскольку он был кальвинистом, то есть протестантом, но не таким как нужно, и не имел право поступать в университеты. Высшие учебные заведения в этом момент в истории Великобритании были доступны лишь для представителей англиканской церкви.

В результате молодой человек учился в одной из академий диссентеров представителей ещё одного вида протестантизма. Такие академии в то время были не только учебными заведениями, но и центрами политического радикализма.

В 22 года Годвин стал проповедником, а в 1783 г. он перебрался в Лондон, где стал заниматься журналистикой, писать памфлеты, много читать, и в результате к концу 1780-х г. он из фанатичного кальвиниста стал превращаться в атеиста.

Его дорогой в продаже, сложный для восприятия и большой философский труд «Политическая справедливость» вышел в свет в январе 1793 г., когда революция принялась защищать свои завоевания при помощи репрессий, гильотин и военных походов в окрестные государства. В это время английские власти обрушили уже на собственную радикально-демократическую оппозицию репрессии. Но У. Годвина за его книгу не тронули, посчитав, что она слишком велика и сложна для понимания. Но книга всё равно стала популярной и разошлась в «пиратских» копиях.

Главной причиной Французской революции, как и Макинтош, он считал развитие идей Просвещения, но при этом делал более обобщающий вывод, считая, что открытие истины человеческим разумом приводит к избавлению от заблуждений и к прогрессу человечества. Но необходимым условием социального прогресса Годвин считал именно революцию, но отдавал предпочтение убеждению, а не насилию. Покончить с тиранией должно мыслящее и образованное меньшинство.

Философ предполагал использовать для совершенствования общества эволюционные и революционные методы. Согласно Годвину, переход от «деспотии» к демократическому правлению происходит в результате именно революционного переворота, который принимает вид или добровольного отказа от власти правящей элитой, или же насильственным свержением власти («анархией») по требованию большинства населения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot