Анализ как метод философии
В переводе с древнегреческого языка понятие «анализ» означает «расчленение», «разложение». Противоположным по значению термином является слово «синтез».
Рассматриваемое нами явление представляет собой определение понятия посредством логических методов и приёмов, когда какое-либо слово делят на составляющие его элементы. Философский анализ, таким образом, призван сделать познание предмета, явления или процесса наиболее полным и ясным.
Как в западной, так и в отечественной интеллектуальной мысли, существует такой феномен, как аналитическое понятие. Оно представляет собой результат разложения на составные части другого термина, который содержит в себе первоначальное определение. Таким же образом и дефиниция любого слова, при помощи расчленения его на составные части называется аналитическим толкованием, иначе говоря заключением.
Разделять на составные элементы можно также различные умозаключения и суждения. Последнее содержит в себе конкретные качества, присущие самому термину, которым называется вещь, явление или процесс.
Существует и явление философского синтеза, когда объекту познания приписывают такие состояние и признаки, которые напрямую не вытекают из самого содержания понятия. Данный метод подразумевает, что выявленные качества предмета не заключены в самой дефиниции вещи. Приведём простой пример. Умозаключение «любая вещь обладает протяжением» является аналитическим, а суждение «этот предмет твёрдый» -синтетическое.
Такое разграничение в методах суждения приобрело актуальность и большое значение для западной интеллектуальной мысли благодаря немецкому мыслителю Иммануилу Канту. Однако на это различие в способе суждения указывали и предшественники Канта, в античности это был Стильпон из Мегары, в средневековье Давид Тел.
Когда речь идёт о доказательстве, которое должно быть подкреплено целым рядом умозаключений, в особенности это касается постановки и дальнейшей разработки научной гипотезы, то философский анализ приобретает немного другой смысл. В таком случае он означает, что доказательства теории протекают в ключе регрессии, от условного к обуславливающему. Тогда как при синтетическом методе верификации научного предположения, доказательства уже идут прогрессивно. Данный метод в научном познании носит название аналитического, которому противостоит синтетический. Оба способа дополняют друг друга, и взаимно проверяют.
Философский анализ общества
Социальные отношения являются важнейшей составляющей в жизни человека. Общество представляет собой чрезвычайно сложный, самоорганизующийся организм.
Если говорить в терминах популярного сегодня системного подхода, то общество – это суперсистема. Она постоянно изменяется, накапливает и выбрасывает энтропию, приходит в упадок, или вступает в период расцвета. Без социума мы не способны в полной мере реализовать свою личность, развить свои индивидуальные качества, и т.д. Поэтому анализ общества имеет особую актуальность.
Среди ключевых философских методов анализа суперсистемы, в которой мы живём, нужно выделить следующие:
- натуралистический.
- атомистический.
- идеалистический.
- диалектико-материалистический.
- структурный функционализм.
Для того чтобы понять сущность натуралистического подхода, нужно обратиться к истории развития социологической мысли. Социология как независимая наука родилась и оформилась в первой половине 19-го столетия. Она появилась в рамках позитивистских воззрений на окружающую действительность. Позитивистские методы познания в своём большинстве претендуют на абсолютную правоту в интерпретации процессов, происходящих в обществе и вообще в жизни человечества.
В 17-18 –том веках особенно популярным становится натуралистический подход. Так, французский социалист Ш. Фурье сделал попытку создать социальную концепцию, построенную на законе всемирного тяготения Исаака Ньютона. Ключевая черта натуралистического подхода заключена в том, что человек мыслится исключительно как природное существо. Социум объясняется как некая всеобщность, которая связывает индивидуумов только природными узами.
Атомистический подход. Здесь человек представляет собой своего рода общественную частичку, атом. Социум – это сложно устроенный механический агрегат таких атомов. Среди представителей данной концепции можно отметить следующих мыслителей:
- Т. Гобс.
- Ж.Ж. Руссо.
Идеалистическая парадигма. В рамках этой концепции всякое движение и развитие в обществе объясняется воздействием мирового разума или волевой активности индивидуума.
Диалектико-материалистический (экономический) подход. Здесь социальная активность объявляется наивысшей точкой в развитии материи. Общество представляет собой одновременно и объект и субъект материальной реальности, оно заключает в себе общность бытия и сознания.
Структурный функционализм. Представители: Т. Парсонс, Р. Мертон. Эта доктрина, которая исследует и истолковывает общество как систему, функционирование частей которой подчинено целям и задачам целого.
В заключение нужно подчеркнуть, что объяснение общества почти всегда вписывается в рамки какой-либо философской концепции, каждая из которых имеет равную ценность и значимость среди других направлений и парадигм. Однако не все философские течения находят «общий язык» со строгими методами социально-научного исследования. К примеру, если истолковывать социум, прибегая к позициям субъективного идеализма, то главным движущим механизмом развития общества становится воля индивида. Другими словами, с позиций субъективного в развитии социума не прослеживается вообще никакой объективной закономерности. В свою очередь другой подход, объективный идеализм, формирует телеологическую модель общества и допускает использования различных форм сверхъестественной силы. Натуралистические схемы не позволяют определить новое качество общества, специфику, которая отличает его от природы.