Значение науки и техники для современного общества
Техника – это совокупность культурных артефактов (орудий труда, оружия, инструментов и устройств) созданных руками человека, и опосредующих его взаимодействие с окружающей средой.
Рассматривая технику как совокупность всех инструментальных средств, созданных когда-либо человеком, ряд философов приходят к выводу, что техника сопровождала человечество на протяжении всей его истории, и более того стала одной из причин становления человека, как человека разумного, обладающего определенными физиологическими (прямохождение, отделенный большой палец, развитие речевого аппарата) особенностями.
Развитие техники длительное время осуществлялось интуитивно-практическим путем, в рамках производственной деятельности людей, которые совершенствовали старые и изобретали новые приспособления для удовлетворения собственных нужд. При этом однозначно определить технику как детерминирующую силу развития общества не всегда возможно – так в период античности рабовладельческий уклад экономики тормозил реализацию в технической сфере многих научных знаний и открытий, в силу высокой дешевизны рабского труда.
Однако если рассматривать технику, как специальную область знаний, она сформировалась в историческом аспекте относительно недавно, не ранее второй половины девятнадцатого века, когда технические науки выделились из прикладной области естественных наук. И начиная с этого времени влияние науки и техники на развитие и функционирование общества неуклонно растет. Техника, опирающаяся на передовые научные исследования дает возможность значительно расширить и глобализировать способность человека воздействовать на окружающий мир до всепланетарных масштабов. Технические продукты внедряются не только в промышленность, транспорт и другие сферы экономики, но становятся частью повседневной жизни человека, общество окончательно отрывается от природной среды обитания, осваивая и создавая новую, технологическую среду.
В настоящее время развитие техники полностью детерминирует жизнь людей в развитых индустриальных и постиндустриальных обществах. Технические средства обеспечивают связь, производство необходимых товаров, организуют досуг и рабочую занятость, без них невозможно осуществление социальных функций образования, здравоохранения. Вместе с тем техника не только оказывает положительный эффект расширяя возможности человека, но также несет в себе и угрозу, связанную с развитием новых, ранее не существовавших заболеваний, перегрузкой нервной системы, излишним стрессом и т.д.
Проблема технического сознания
Важной проблемой современности является разрыв между двумя пластами научно-технического сознания:
- обыденным;
- философско-теоретическим.
Обыденное техническое мировоззрение, присущее массовому сознанию, основано на наивном реализме, который предполагает, что реальность и объекты окружающего мира таковы, какими субъект их себе представляет, либо равны его сумме знаний о них. В этом случае человек не осознает различия между образом объекта, который сформирован в его психики и реальным объектом, который существует в мире. Вместе с тем, образ объекта всегда будет уже, чем сам реальный объект во всем многообразии его связей с другими частями реальности.
На практике доминирование обыденного сознания, даже у компетентных в своей области специалистов, ведет к недоучету всей совокупности последствий воздействия на окружающую среду. Так, например, при строительстве технического сооружения (плотины, завода, электростанции и т.д.) внимание обращается в первую очередь на тех положительных эффектах которое это сооружение создаст (продукция, энергия, улучшение судоходства и т.д.). Однако одновременно упускается из вида целостное воздействие данного объекта на окружающую среду, ландшафт, состояние биосферы, последствия загрязнения почвы, воды, воздуха и т.д., и т.п.
Философско-теоретическое мировоззрение предполагает более комплексное понимание реальности, стремление рассмотреть ее со всех возможных сторон, что требует привлечение к разработке и созданию технических устройств и сооружений не только технических, но и иных специалистов (экологов, геологов, медиков, психологов и т.д.) работа которых позволит составить наиболее возможно полную картину воздействия объекта на окружающую реальность.
Несмотря на то, что в отношении промышленных объектов, на уровне мирового сообщества предприняты различные меры, связанные с установлениям экологических стандартов, внедрением природоохранных технологий и т.д. проблема мировоззрений продолжает быть актуальной как никогда. Общество переходя из индустриальной в постиндустриальную эпоху меняет формат взаимодействия человека со средой с технического на цифровой, информационный. И в области создания новых гаджетов, информационных технологий, коммуникативных средств перед разработчиками встают все те же проблемы понимания и просчета целостного воздействия данных технологических новшеств на человека и общества. Что с учетом возрастания и возникновения новых интернет-рисков, далеко не всегда учитывается.
Проблема оценки техники
Несмотря на большое значение и воздействие техники на повседневную жизнь человека и общества, в настоящее время не существует единого подхода к понимаю сути техники, ее соотношения с человеком. В качестве основных можно выделить следующие концепции:
- органическую,
- волевую,
- рациональную,
- естественнонаучную.
Органическая концепция понимания техники предполагает, что техника является способом замещения недостающих функций человека или усилений его естественных способностей, например, нож как замена острых клыков и когтей, молоток – способ увеличить силу и т.д.
Волевая концепция рассматривает технику как инструмент проекции человеческой воли к господству, как над природой, так и над другими людьми. В рамках данного подхода техника тесно связывается с этикой и политикой, она не может являться безликим аполитичным творением, но всегда преследует конкретные социально-политические цели и имеет определенную этическую направленность.
Рациональный подход рассматривает технику как осознанную и рационально-планируемую деятельность человека по освоению окружающей среды. Естественнонаучный рассматривают технику как прикладной аспект научного прогресса.