Одной из ключевых характеристик русской философии и культуры является ее обращенность к решению антропологической проблематики. Человек является одной из тех фигур, к которым в русском интеллектуальном сообществе интерес никогда не иссякал.
Средние века и эпоха Просвещения
На ранних этапах развития философской мысли в России человек трактовался всецело с точки зрения христианства. Основными были вопросы его духовного спасения, морально-нравственного совершенствования и т.п.
В $XVIII$ веке в Россию проникают идеи европейского Просвещения. Итогом этого становится новое обращение к определению природы человека. Здесь наравне с духовными трактовками появляются и вполне материалистические.
Духовное направление представлено Григорием Сковородой. Этот мыслитель считает, что человеку присуще два типа познания: внешнее и мистическое, глубинное. Базовая идея последнего – это познание в первую очередь себя, специфики своего бытия, а на основании этого и окружающего мира.
Второе направление представлено идеями Одоевского и Чаадаева, которые предпринимают попытку синтеза европейской рационалистической философии и русской религиозно-мистической мысли.
Так Одоевский считает за необходимость утверждать единство человека и природы. Человек – это центральное звено мироздания; он представляет собой естественную совокупность разнонаправленных инстинктов.
Чаадаев трактует специфику человеческого бытия как стремления от материального субстрата к обретению духовного смысла. На основе достижения каждым человеком «созерцания» Бога строится единое общество. Стремление к такому теократическому единству – цель и смысл человеческой жизни.
Антропологическая проблематика в русской литературе
На обращение русской литературы к художественному исследованию природы человека повлиял европейский романтизм. Вслед за ним А.С. Пушкин обращается к изображению статуса человека. Пушкин в первую очередь отмечает «пограничное» положение человека между метафизическим и обыденным мирами.
Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский также отмечают онтологическую «неустроенность» человека в мире. Вместе они описывают то, как человеку приходится формировать свой внутренний мир, свою личность в условиях враждебного мира.
Итак, в русской литературе человек предстает как сложная реальность, обладающая своими законами и закономерностями и «ландшафтами» смыслов.
Христианская антропология славянофилов
Славянофильство стало продолжением поиска понимания духовного содержания Православия. Указанную суть Православия они видели, с одной стороны, в мистическом единении человека с Богом, с другой стороны, в единстве людей между собой в рамках рода, общины, общества. Это отражалось ими в концепте соборности. Религия и Церковь – это суть человеческой жизни.
Славянофилы отстаивали идею целостности человека. По их мнению, человек представляет собой единство всех его духовных способностей: воли, веры, разума и чувства. Мыслители-славянофилы считали необоснованным отдавать предпочтение какой-либо одной способности. Это, считали они, приводит к однобокому взгляду на человека.
Центр человеческой веры – это вера в Бога, стремление к нему, вокруг которого располагается все остальное, считали славянофилы.
Антропология В.С. Соловьева
В.С. Соловьев с точки зрения антропологии критикует европейскую философию, к которой, по его мнению, человек понимается односторонне либо как рациональное существо, либо как механистическое. Поэтому Соловьев стоит на позиции совмещения рационального и мистического уровней познания человека.
С точки зрения Соловьева, человек представляет собой реальное, живое единство с Богом как абсолютной реальностью. Но человек при этом не идеализируется. Он остается свободным выбирать свой жизненный путь. Поэтому человек может быть как и совершенным, так и ничтожным.
Одно из определений Софии – это «соборное» человечество.
Антропологические идеи Соловьева нашли дальнейшее развитие в философии, литературе и изобразительном искусстве «серебряного века» в начале $XX$ века.