Вопрос «что такое человек?» задается каждой эпохой и наукой. Проблема человека – одна из главных тем в философии. Философский подход к данной проблеме изучает вопросы сущности человека, его места в мире и отношение к нему.
В истории философии выделяют следующие периоды, в которых антропология человека имела свои особенности.
$Философия Древнего мира$. На Древнем Востоке философия человека изучалась в рамках буддизма, даосизма и конфуцианства. Главной чертой такой философии являлось отношение ко всему социальному и природному с гуманностью. Ориентир данной философии состоял в постоянном совершенствовании внутреннего мира человека. Считалось, что улучшения общественной жизни возможны только при улучшении духовного преобразования человека.
Философия Дрвеней Греции
Здесь человек - часть космоса и сверхрвеменного порядка, а его душа – часть космической души. Милетская школа и ее представители не отделяли антропологическую проблематику от общемировоззренческой.
$Античная философия$ в лице софистов и Сократа акцентировала внимание на человеке, как особом предмете познания. Протагор, лидер софистов, сформулировал основной принцип философствования:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Философия Средних веков
Здесь человек – часть мирового порядка, который установил Бог. Также философы того времени утверждали, что человек – образ и подобие Бога. Но история первородного греха привела к тому, что человеку свойственна двойственность: божественное начало и материальное. В нем противоречиво соединяются душа и тело, где плоть – место страстей и желаний. Аврелий Августин утверждал, что смысл жизни человека лежит в спасении души и что только вера в бессмертность души помогает человеку бороться с суровой реальностью. Иисус Христос – олицетворение человеческой и божественной природы, таким образом человек способен к внутреннему приобщению к божественной благодати.
Именно это является причиной того, почему человек стремится освободиться от оков дьявола и постичь свет божественный. Благодаря тому, что Иисус пожертвовал собой, человечество получило возможность откупиться о первородного греха и спастись в Судный День. Обязанность каждого человека – нести ответственность за содеянное, соизмерять свои поступки с заповедями. Средневековая антропология сводит человека не к субстанции или всеобщей природе, а представляет его как личность, обладающую богатым духовным миром.
Философия Возрождения
Философия Ренессанса центральной фигурой ставит человека, мировоззренческая установка этого времени – антропоцентрична, но при этом не польностью отрицает Бога. Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями. Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинтсве человека». В отличии от философии средних веков, где проблема человека рассматривается и решается через веру в Бога и искупление Христа, философия Возрождения придерживается точки зрения, в которой проблема человека решается сквозь земную жизнь. Ренессанс противопоставляет идею первородного греха и греха в целом тому, что душа человеческая и человек стремятся к счастью, гармонии и добру. Главная цель человека – быть творцом собственной судьбы. Учение о человека, созданное в этот период времени, называется гуманизм.
Философия Нового времени
Здесь проблема человека и человек рассматриваются сквозь призму рационализма, где мышление и разум – особенность человека. Р. Декарт утверждал:
«Мыслю, следовательно, существую».
Мышление – достоверное свидетельство существования человека. Философ придерживался дуализма тела и души, именно это определило постановку проблему антропологии. Душа – сознание, тело – нечто сродни машине. Механистический взгляд на человека изложен в работе Ж.Ламетри «Человек-машина».