Концепт «одномерного человека» появляется в середине XX века. Связан он с критической теорией общества. Концепт отражает процесс обезличивания современного человека посредством его включения в сферу массовой культуры посредством индустрии СМИ.
Понятие «одномерного человека» появляется в одноименной работе «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» немецкого мыслителя Герберта Маркузе ($1898-1979$).
Общество
Маркузе оценивает развитое индустриальное общество как комфортабельную несвободу. Человек в нем, благодаря техническому прогрессу, обладает либо имеет возможность обладать всем необходимым для своего существования. Однако на его «благополучную» жизнь начинают влиять крупные корпорации, преследующие свои прагматические цели и не считающиеся с человеком как обладателем собственного мнения, индивидуальной личности. Это выражается посредством развития ими индустрии масс-медиа.
Человеку индустриального общества оказывается открытым широкий спектр возможностей, он оказывается включенным в информационный поток. Средства массовой коммуникации, доступность всякой информации и всякого развлечения, определенного рода пища и одежда унифицируют жизнь каждого человека, по большому счету, обезличивают ее. Все это становится оружием манипуляции обществом в руках имеющих власть как политическую, так и экономическую.
Права и свободы, которые на ранних этапах индустриального общества, играли важную роль, теперь утрачивают ее, выступая частью складывающегося порядка. Результат индустриализации, прагматической установки на экономическое развитие общества аннигилировал свою первопричину, подчинил ее себе. Такие важные понятия как свобода, равенство, предпринимательство и т.д. переосмысливаются.
Таков процесс формирования одномерного мышления.
Маркузе выражает интересную мысль о том, что критика «одномерного общества» оказывается не имеющей за собой основы. Оно создает такие общественные формации, что примиряют оппозиционные мнения. Сформулированные на заре индустриальной эпохи альтернативы общественно-экономического развития в эпоху ее расцвета сливаются с ней. На это влияет всеобщее стремление сохранить благополучие, полученное развитием промышленности и социального обеспечения.
Маркузе говорит и о выходе из сложившейся ситуации, когда обращается к анализу революции.
«Человек масс»
Свою концепцию «массового человека» предлагает испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс».
Испанский мыслитель анализирует общественную ситуацию, сложившуюся в Европе в $20-30$ гг. $XX$ века. По его мнению, обществу на тот момент удалось достичь позитивных результатов в своем развитии. Это в первую очередь идеи демократии и парламентаризма. Но в это же время появляется некая новая сила, которая характеризуется Ортега-и-Гассетом как «масса людей».
Индустриальное развитие, наряду с экономическим благополучием, повлияло на увеличение населения, в основном городского. При этом оно во многом расшатало его морально-нравственные устои, уважение к труду. Такая общественная ситуация мыслителем и называется «восстанием масс».
При этом Ортега-и-Гассет не оценивает критически современное ему общество. По мнению философа, оно не находится в упадке. Особое внимание он уделяет анализу «жизненных сил» эпохи.
Мыслитель выделяет две ключевые характеристики «массового человека»:
- Уверенность человека в легкости жизни, что рождает в нем чувство победы и власти;
- Высокий уровень самоутверждения; ощущение человеком своего интеллектуального и морального уровня высоким.